?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

По мнению ученых, «Найди свое призвание и свою страсть» — совет, который может привести к грустным последствиям. Как объясняет доктор психологических наук Пол О’Киф, в таком случае выходит, что если занятие человека скорее напоминает работу, чем вечный праздник, значит, он его не любит. Из-за подобных ложных выводов студенты, например, не могут определиться с темой исследования. Им кажется, что если они входят в лабораторию и эмоции не поглощают их полностью, значит, это место не для них.

О’Киф вместе с коллегами провел серию экспериментов, чтобы посмотреть, как наш интерес к теме влияет на восприятие информации. Они выделили два подхода:

первый — «теория постоянства интересов», идея о том, что все наши наклонности врожденные и их просто нужно раскрыть; второй — «теория роста», которая предполагает, что со временем человека может увлечь любая тема. В исследовании приняли участие студенты колледжей. Сначала они заполнили анкеты, с помощью которых их разделили на «технарей» и «гуманитариев».

Следующий опросник определял, насколько им близка мысль о том, что основные увлечения человека неизменны. Затем участникам раздали статьи об очень далеких от них темах: гуманитарии получили рассказ о будущем алгоритмов, а технари — материал о французском философе Жаке Деррида. Чем сильнее студентам импонировала идея о постоянстве интересов, тем с большим равнодушием они восприняли эти материалы.

Затем исследователи несколько изменили эксперимент: участники сначала читали о теории постоянства либо о теории роста, а после этого им раздавали статьи. И вновь студентов, которым досталась теория постоянства, чтение увлекло меньше.

Авторы исследования считают, что люди, которые придерживаются идеи о неизменности наклонностей, пропускают много интересных занятий и предложений из-за того, что они не соответствуют их узкому профилю. К тому же они чаще не замечают, что их увлечения пересекаются с другими дисциплинами. Нейробиологи считают, что большинство людей можно заинтересовать практически любой темой.

Еще одно вредное последствие теории постоянства в том, что ее приверженцы быстро сдаются: если человеку что-то не дается с ходу, значит, это просто занятие не для него. Согласно исследованиям, сторонники этой идеи часто не думают о том, что путь к мечте может быть долгим и сложным. В то же время люди, которым ближе теория роста, меньше боятся ошибок, поскольку понимают, что любые способности нужно развивать.

Участников следующего эксперимента опять же познакомили с теорией постоянства или теорией роста, а затем их заняли астрономией, новой для них наукой. Им показали понятное и увлекательное видео издания The Guardian об идеях Стивена Хокинга. Затем студентам раздали серьезную и сложную статью о черных дырах из журнала Science. Те участники, которым досталась теория постоянства, заявили, что эта статья отбила у них интерес к черным дырам, хотя после просмотра видео тема казалась им любопытной. Таким образом, ученые пришли к выводу, что приверженцы идеи о врожденных наклонностях бросают свои увлечения, как только сталкиваются с какими-то сложностями.

Нейробиологи считают, что большинство людей можно заинтересовать практически любой темой. До 8 лет дети вообще пробуют себя во всем подряд; в промежутке от 8 до 12 они начинают сравнивать себя с другими, им не хочется отставать от сверстников, из-за этого часто страдает их уверенность в себе. В это время преподавателям нужно искать новые подходы, которые позволят сохранить интерес детей к предметам. Примерно ту же схему можно применить и ко взрослым людям: нас может увлечь что угодно, все зависит от условий. Например, интерес человека к воспитанию детей неимоверно вырастает, как только в доме появляется ребенок. (с) theoryandpractice.ru

"Неудачливые люди упускают счастливые возможности, потому что они их не ищут, а сфокусированы на что-то другое. На вечеринку они идут в поисках идеального партнера и упускают возможность найти хороших друзей. В газетах они ищут одну конкретную вакансию и не замечают кучи других типов работ. Удачливые люди более расслабленные и открытые, и в итоге они получают то, что искали", - психолог Вайзман, из поста * Кому и почему везет в этой жизни

* Предназначение - как его найти и реализовать - пишу для моей 18-летней племянницы, почти дочки


Если вам нужен совет, спрашивайте, чего не делать, что ускользает из виду, и не ожидайте найти такую информацию в цитатах и пышных биографиях людей. Но у людей, потерпевших неудачу, редко просят совет, как такой неудачи избежать. Ведь по сути, успех сводится к тому, чтобы регулярно избегать катастрофических провалов и рутинно справляться с мелкими текущими неурядицами. * Хочешь успеха? Изучай неудачи и делай иначе

Recent Posts from This Journal

promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1073
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

gart67
Jul. 21st, 2018 08:45 am (UTC)
а не схоластика ли это?
Извините за длинный и, возможно, неуместный комментарий. Я не сомневаюсь, что доктор психологических наук заткнет за пояс в интеллектуальном отношении не одну дюжину библиотекарей вроде меня. И все же меня не отпускает ощущение схоластичности его исследования, потому что любой идеологический принцип может быть как полезен, так и вреден в одинаковых условиях, но для разных людей - с разным уровнем развития интереса. Да и не понятно, что ученый понимает под "интересом". С ваших слов неясно, "призвание" или "увлечение", во всяком случае интерес, кажется, в его понимании относится к психо-мотивационной сфере, но что он из себя представляет - непонятно.

Он взял для первого среза людей одного возраста и одного социального положения, но что мы знаем об их интересах? Только то, что одни склонны к гуманитарным наукам, а другие к прикладным. Упущены люди, интересующиеся естественными науками, целый пласт не просто интереса, но склада личности, интереса к положению вещей, как оно есть! Серьезное упущение, на мой взгляд. Кроме того, знаете ли, если бы мне, гуманитару предложили бы на выбор статью о будущем алгоритмов или статью о Дерриде - обе темы мне незнакомы, но алгоритмы показались мне куда ближе к тому, чем я занимаюсь профессионально, а, следовательно, интересно. То есть, полюбопытствовать я, конечно, могу, но это не интерес, а так. Это - недостаток исследования, неучтена возможность применения предложенной информации, тогда могут быть отброшены ложные установки.

Далее. Из второго исследования можно сделать только одно заинтересовать чем-то можно кого угодно, но чтобы развить интерес к чему бы то ни было в достаточно широком масштабе, нужно прикладывать определенные усилия и создавать какие-то дополнительные условия.

И последнее. Мне непонятно, почему развитием у человека интереса во время его становления и развития занимаются нейробиологи? Какое они имеют отношение к психике? "До восьми лет человек пробует..." - это совсем не так. Интерес становится все более индивидуализированным и устойчивым с возрастом - это так. Условия жизни способствуют появлению новых интересов - опять-таки верно. Интерес у двух-трехлетнего иной, чем у четырех-пятилетнего ребенка, то есть периодизация возрастного развития совсем иная, говорить не о чем.
Powered by LiveJournal.com