?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

По мнению ученых, «Найди свое призвание и свою страсть» — совет, который может привести к грустным последствиям. Как объясняет доктор психологических наук Пол О’Киф, в таком случае выходит, что если занятие человека скорее напоминает работу, чем вечный праздник, значит, он его не любит. Из-за подобных ложных выводов студенты, например, не могут определиться с темой исследования. Им кажется, что если они входят в лабораторию и эмоции не поглощают их полностью, значит, это место не для них.

О’Киф вместе с коллегами провел серию экспериментов, чтобы посмотреть, как наш интерес к теме влияет на восприятие информации. Они выделили два подхода:

первый — «теория постоянства интересов», идея о том, что все наши наклонности врожденные и их просто нужно раскрыть; второй — «теория роста», которая предполагает, что со временем человека может увлечь любая тема. В исследовании приняли участие студенты колледжей. Сначала они заполнили анкеты, с помощью которых их разделили на «технарей» и «гуманитариев».

Следующий опросник определял, насколько им близка мысль о том, что основные увлечения человека неизменны. Затем участникам раздали статьи об очень далеких от них темах: гуманитарии получили рассказ о будущем алгоритмов, а технари — материал о французском философе Жаке Деррида. Чем сильнее студентам импонировала идея о постоянстве интересов, тем с большим равнодушием они восприняли эти материалы.

Затем исследователи несколько изменили эксперимент: участники сначала читали о теории постоянства либо о теории роста, а после этого им раздавали статьи. И вновь студентов, которым досталась теория постоянства, чтение увлекло меньше.

Авторы исследования считают, что люди, которые придерживаются идеи о неизменности наклонностей, пропускают много интересных занятий и предложений из-за того, что они не соответствуют их узкому профилю. К тому же они чаще не замечают, что их увлечения пересекаются с другими дисциплинами. Нейробиологи считают, что большинство людей можно заинтересовать практически любой темой.

Еще одно вредное последствие теории постоянства в том, что ее приверженцы быстро сдаются: если человеку что-то не дается с ходу, значит, это просто занятие не для него. Согласно исследованиям, сторонники этой идеи часто не думают о том, что путь к мечте может быть долгим и сложным. В то же время люди, которым ближе теория роста, меньше боятся ошибок, поскольку понимают, что любые способности нужно развивать.

Участников следующего эксперимента опять же познакомили с теорией постоянства или теорией роста, а затем их заняли астрономией, новой для них наукой. Им показали понятное и увлекательное видео издания The Guardian об идеях Стивена Хокинга. Затем студентам раздали серьезную и сложную статью о черных дырах из журнала Science. Те участники, которым досталась теория постоянства, заявили, что эта статья отбила у них интерес к черным дырам, хотя после просмотра видео тема казалась им любопытной. Таким образом, ученые пришли к выводу, что приверженцы идеи о врожденных наклонностях бросают свои увлечения, как только сталкиваются с какими-то сложностями.

Нейробиологи считают, что большинство людей можно заинтересовать практически любой темой. До 8 лет дети вообще пробуют себя во всем подряд; в промежутке от 8 до 12 они начинают сравнивать себя с другими, им не хочется отставать от сверстников, из-за этого часто страдает их уверенность в себе. В это время преподавателям нужно искать новые подходы, которые позволят сохранить интерес детей к предметам. Примерно ту же схему можно применить и ко взрослым людям: нас может увлечь что угодно, все зависит от условий. Например, интерес человека к воспитанию детей неимоверно вырастает, как только в доме появляется ребенок. (с) theoryandpractice.ru

"Неудачливые люди упускают счастливые возможности, потому что они их не ищут, а сфокусированы на что-то другое. На вечеринку они идут в поисках идеального партнера и упускают возможность найти хороших друзей. В газетах они ищут одну конкретную вакансию и не замечают кучи других типов работ. Удачливые люди более расслабленные и открытые, и в итоге они получают то, что искали", - психолог Вайзман, из поста * Кому и почему везет в этой жизни

* Предназначение - как его найти и реализовать - пишу для моей 18-летней племянницы, почти дочки


Если вам нужен совет, спрашивайте, чего не делать, что ускользает из виду, и не ожидайте найти такую информацию в цитатах и пышных биографиях людей. Но у людей, потерпевших неудачу, редко просят совет, как такой неудачи избежать. Ведь по сути, успех сводится к тому, чтобы регулярно избегать катастрофических провалов и рутинно справляться с мелкими текущими неурядицами. * Хочешь успеха? Изучай неудачи и делай иначе

Recent Posts from This Journal

promo 1way_to_english июнь 11, 2020 16:24 1075
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

( 14 comments — хочу сказать )
anna_gaikalova
Jul. 21st, 2018 05:42 am (UTC)
Привычка думать, привычка к синтезу и анализу, без этого невозможен рост, невозможно развитие. Замечательно, спасибо!
1way_to_english
Jul. 21st, 2018 05:55 am (UTC)
спасибо за отзыв!
slavetnaya
Jul. 21st, 2018 06:03 am (UTC)
Информация от носителей клипового мышления для носителей клипового мышления. Нет контекста, есть отдельные отрывки ни о чем.

Потому что нет фактора времени и нет привязки к результату.

Если ребенок или подросток (как те, которые еще не облеплены ярлыками и не обусловлены имеющимся опытом), будет хвататься то за инженерию, то за французских писателей, он будет вести себя как невротик, который не знает, чего хочет с одной стороны, и не привык достигать определенных целей с другой.

Этот вопрос часто возникает у родителей - где научить ребенка трудиться, но не ломать через колено, а где уступить, но не так, что бы превратиться в сплошное угодничество и пляски вокруг ребенка.

Ответ для меня лично в том, что если ребенок идет в секцию, он может не становиться чемпионом, но обязан элементарно овладеть навыком. На каждом промежуточном результате можно пересматривать вопрос - расти вверх - в мастерстве в одном деле, или вширь - попробовать другое. Ни то, ни то не плохо и не хорошо, фиксировать искусственно без разбора этапов - это пустое. Пустое занятие, пустой текст ни о чем.

Так же нет ни слова о том, что опыт трансформируется. Но только в том случае, когда он есть - самый яркий пример - писательница Улицкая - институт генетики, выработка определенного ракурса, яркий индивидуальный литературный стиль (я ее выбрала в примеры до того, как она опустилась и разменялась).

Другими словами - ребенок идет в секцию, тренируется там год, пусть это будет что угодно - волейбол, там. Он достигает примитивного умения и ему становится не интересно, например, но - он забирает с собой актив - прокаченное тело, мышцы и это пригодится как в другом спорте, так и просто в жизни. Это примитивно, я например, отзанималась все детство на духовом инструменте, а потом неожиданно оказалось, что это очень круто для подводного плаванья.

Вопрос в том, когда можно или нужно что-то менять - вот что самое главное и для детей и для взрослых.

Сравнение же - что лучше - расти вверх или вширь - глупое само по себе. Потому что нужен баланс - если только вверх - да, можно заскучать, закостенеть, не увидеть, что рост закончен и давно все идет на автопилоте. Можно даже завалиться по эффекту несоответствия высокому росту с слишком тонким стеблем - это когда никогда не вширь. Но если за все хвататься, получится распыление вообще без результатов и к сожалению, к студенческому возрасту родители чаще ставят на детях клеймо, из которого ребенку трудно выбраться - это либо: "Ну все, выучился на врача - дело сделано, это навсегда" или "все начинал, все бросал, толку не вышло из него". Только тогда нужны внешние условия, которые одного растормошат, а второго заставят "угомониться" и добиться минимума хотя бы в чем-то.

И отрицание способностей и талантов ( с поправкой на то, что все можно трансформировать, то есть "талант" не означает, что человек должен всю жизнь делать одно и то же) - это отрицание всех вводных - генетики, детства и так далее - это как раньше из всех делали роботов - мол, вот вам профессия, точка, теперь предлагается всех тормошить, что бы была динамика, но как я написала - эта проблема уже есть - клиповое мышление, неумение сосредоточится у целого поколения - куда еще дальше тормошить и завлекать?
1way_to_english
Jul. 21st, 2018 06:08 am (UTC)
короткий пост,
несущий в себе простую и четко очерченную идею.

вы ожидали диссертацию?
slavetnaya
Jul. 21st, 2018 07:45 am (UTC)
Я ничего не ожидала - это мое впечатление, имею на него право, так как сути нет, а претензия на вес большая.
1way_to_english
Jul. 21st, 2018 06:35 am (UTC)
livejournal
Jul. 21st, 2018 06:38 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
pani_svitlana
Jul. 21st, 2018 06:54 am (UTC)
Я приверженец теории постоянства.
Но, так сказать, в развитии.
В детстве моим любимым занятием был конструктор по типу нынешнего Лего. Я помню, какой восторг вызывала возможность из хаоса деталей построить домик. Потом я помню, как сделала каталог всех книг в доме. Потом я распотрошила мамины женские журналы (с позволения) и сделала каталог рецептов. Т.е. мне всегда нравилась упорядоченность. Поэтому школьная математика мне давалась легко, потому что там надо было знать формулу и подставить её в нужное место. Поэтому с появлением в доме первого программируемого калькулятора я еще в пятом классе на нем решала квадратные уравнения. И вариантов кроме как программирование (1986 год) у меня не было. Т.е. с детства у меня постоянство из хаоса сделать упорядоченность по ГОТОВОЙ формуле.
Поэтому уход в бухгалтерию был, можно сказать, предопределен. Я максимально формулизую свою работу, у меня таблица формата А3 когда какие отчеты и прочие регулярные действия надо делать.
Что не мешало мне опять же с детства шить, вязать, вышивать, плести бисер и прочее рукоблудие. Но опять же: по готовой схеме на 95%
Поэтому мне так легко было на ваших курсах, что везде схемы и логические связки. Но вот чтобы использовать язык - это надо выйти из моей схемы, а если мне это не надо, то я и не выхожу.
Языки даются легко. Когда попала в Германию, через три месяца меня спрашивали, как долго я уже тут живу. Я могла общаться на бытовые темы, а специальные слова учила, чтобы общаться с педиатром, который меня тоже хвалил за это.
Еще момент: для поступления в институт я целенаправленно искала диктант, потому что писать сочинения для меня было ужасно. И я нашла такой вуз: математика 60 заданий на три часа, математика 6 заданий на три часа и диктант с изложением. Прям под меня.
Но для диктанта пришлось выучить грамматику. И вот тогда я открыла для себя красоту словообразования. Если бы я это поняла во втором классе, когда учили части слова, я бы пошла в лингвистику.
И у детей все очень интересно выстрелило, и тоже все родом из детства. Но это уже отдельно. (Я научилась печатать вслепую и поэтому меня сложно остановить. ИзвинИти)
gart67
Jul. 21st, 2018 08:45 am (UTC)
а не схоластика ли это?
Извините за длинный и, возможно, неуместный комментарий. Я не сомневаюсь, что доктор психологических наук заткнет за пояс в интеллектуальном отношении не одну дюжину библиотекарей вроде меня. И все же меня не отпускает ощущение схоластичности его исследования, потому что любой идеологический принцип может быть как полезен, так и вреден в одинаковых условиях, но для разных людей - с разным уровнем развития интереса. Да и не понятно, что ученый понимает под "интересом". С ваших слов неясно, "призвание" или "увлечение", во всяком случае интерес, кажется, в его понимании относится к психо-мотивационной сфере, но что он из себя представляет - непонятно.

Он взял для первого среза людей одного возраста и одного социального положения, но что мы знаем об их интересах? Только то, что одни склонны к гуманитарным наукам, а другие к прикладным. Упущены люди, интересующиеся естественными науками, целый пласт не просто интереса, но склада личности, интереса к положению вещей, как оно есть! Серьезное упущение, на мой взгляд. Кроме того, знаете ли, если бы мне, гуманитару предложили бы на выбор статью о будущем алгоритмов или статью о Дерриде - обе темы мне незнакомы, но алгоритмы показались мне куда ближе к тому, чем я занимаюсь профессионально, а, следовательно, интересно. То есть, полюбопытствовать я, конечно, могу, но это не интерес, а так. Это - недостаток исследования, неучтена возможность применения предложенной информации, тогда могут быть отброшены ложные установки.

Далее. Из второго исследования можно сделать только одно заинтересовать чем-то можно кого угодно, но чтобы развить интерес к чему бы то ни было в достаточно широком масштабе, нужно прикладывать определенные усилия и создавать какие-то дополнительные условия.

И последнее. Мне непонятно, почему развитием у человека интереса во время его становления и развития занимаются нейробиологи? Какое они имеют отношение к психике? "До восьми лет человек пробует..." - это совсем не так. Интерес становится все более индивидуализированным и устойчивым с возрастом - это так. Условия жизни способствуют появлению новых интересов - опять-таки верно. Интерес у двух-трехлетнего иной, чем у четырех-пятилетнего ребенка, то есть периодизация возрастного развития совсем иная, говорить не о чем.
alfa_2384
Jul. 21st, 2018 08:46 am (UTC)
"Экзамен для меня - всегда праздник, профессор" (с). Если каждый день начинать как праздник, то создаёшь себе положительную мотивацию. Если благодаришь себя любимого за прожитый день, то отлично отдыхаешь ночью. И т.д.
p_a_s_h_a
Jul. 21st, 2018 12:47 pm (UTC)
Интересно!
urologe
Jul. 21st, 2018 02:46 pm (UTC)
Заниматься тем, что любишь не исключает разносторонности интересов.
Исследование некорректно и выводы притянуты за уши. Интереснее было бы проследить эту идею на примере выдающихся людей. Например, Эйнштейн любил играть на скрипке. И это ему не мешало создать теорию относительности, а даже совсем наоборот. Или Микельанджело. Кем он был по профессии? Сразу ведь и не скажешь. Но все свои открытия и работы как в искусстве, так и в механике он делал с любовью.
1way_to_english
Jul. 21st, 2018 04:51 pm (UTC)
согласен с вами.

но у меня первый абзац истолковывает суть заголовка:
«Найди свое призвание и свою страсть» — совет, который может привести к грустным последствиям...

т.е. Эйнштейн не стал продвигать тему игры на скрипке для зарабатывания себе на жизнь.
Дмитрий Евгеньевич
Jul. 21st, 2018 04:40 pm (UTC)
Расширение интересов обычно идёт по смежным областям. Это наиболее лёгкий естественный путь, т.к. есть база на которую можно опереться и есть конкретные связанные с этим задачи. Так что, истина как всегда где-то посередине.

Edited at 2018-07-21 04:42 pm (UTC)
( 14 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com