?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

Насколько полезны игры для тренировки мозга

Невролог Эдриан Оуэн совместно с научным телешоу BBC Bang Goes the Theory провел любопытный онлайн-эксперимент. 11 430 британских зрителей вызвались принять в нем участие. Они прошли серию онлайн-тестов на оценку IQ. Это было сделано дважды: до и после 6-тинедельного тренинга, проводимого с помощью онлайн-программы, точной копии доступного на рынке компьютерного ПО «для тренировки мозга». Одни участники должны были тренироваться в решении шести задач на логическое мышление, планирование и решение проблем, а другие развивали память, внимание, а также способность к математическим расчетам и обработке зрительно-пространственной информации.

Все задания базировались на компьютерных тренингах, которыми Nintendo торгует начиная с 2005 года, в частности Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day! - «Тренируй мозг за считанные минуты в день!» и Dr. Kawashima’s Brain Training - «Тренинг для мозга д-ра Кавасимы».

Эти игры давно подвергались критике за отсутствие прямых доказательств их эффективности,
но Nintendo сама осмотрительно рекламировала их как продукты, предназначенные исключительно для «развлекательных» целей.

Так вот, в статье, опубликованной в Nature, Оуэн приходит к выводу, что, хотя через полтора месяца тренинга все участники исследования продемонстрировали при выполнении тренинговых заданий лучшие результаты, никаких доказательств, подтверждающих эффект переноса улучшений на решение других задач, не входящих в тренинг, обнаружено не было. Даже задач, тесно связанных между собой с точки зрения используемых для их решения когнитивных процессов. (с) источник

Насколько полезны игры для тренировки мозга 2

Мало кто сомневается в способности видеоигр развивать мышление. Вопрос в том — на каком уровне это происходит и каких именно улучшений стоит ждать от тренировок за монитором. Единого мнения тут нет. Пока одни учёные удивляются быстрым переменам в строении мозга, зафиксированным у испытуемых в экспериментах, другие предостерегают коллег от поспешных выводов.

"Структура мозга гораздо более динамична, чем оценивали ранее", — заявил исследователь Ричард Хэйер (Richard Haier) из Калифорнийского университета в Ирвине (UC Irvine). Вместе со своими коллегами из канадского университета Макгилла (McGill University) и американской исследовательской организации Mind Research Network Хэйер провёл ряд опытов, показавших, что регулярная игра на компьютере может вызывать физиологические изменения в головном мозге человека.

Плюсы и минусы открытых перемен ещё предстоит оценить в полной мере: в какую сторону и что именно улучшается - большой вопрос.

"Тетрису" в нынешнем году исполнилось 25 лет. Число вариантов игры с трудом поддаётся подсчёту, но даже самый простой "классический" – до сих пор загадочно притягивает внимание миллионов (иллюстрация Electronic Arts). Как и ряд нейрофизиологов до Хэйера, американский учёный использовал культовую игру "Тетрис". Кажется, что в силу относительной простоты этой игрушки она не может заметно сказаться на умственных способностях испытуемых. Каково же было удивление исследователей, когда они обнаружили, что всего три месяца игры (причём только по 1,5 часа в неделю) привели к увеличению толщины коры головного мозга у подопечных. Не всей, конечно, коры, а определённых участков.

В общем, если бы у древних гоминидов были видеоигры, они стали бы сапиенсами намного раньше. Или нет? Но по порядку. В роли подопытных выступили девушки-подростки. Предпочтение слабого пола объясняется тем, что у мальчишек в среднем гораздо больший опыт в видеоиграх и продолжительная практика, а они могли повлиять на результат эксперимента.

15 девушек регулярно играли в "Тетрис", а 11 "контрольных", соответственно, — нет. При этом различного вида сканирование мозга (функциональная магнитно-резонансная томография в том числе) проводилось как перед началом эксперимента, так и по ходу опыта, и по окончании трёх месяцев, само собой.

Выяснилось, что некоторые участки коры у игроков после эксперимента увеличились по толщине и плотности (выросло серое вещество — нервные клетки и снабжающие их капилляры). Особенно отличились поля Бродмана 6 (в левой фронтальной доле мозга), 22 и 38 (в левой височной доле). "Шестёрка", как считается, отвечает за планирование сложных движений, а "22/38" — за обобщение информации от органов чувств. Аналогичные участки у контрольной группы не показали никаких существенных перемен.

Можно было бы сделать простой вывод: в рост пошли те районы, которые наиболее интенсивно были задействованы в ходе игры. Но не всё так просто. Сканирование также показало, что тренировка в "Тетрис" вызвала изменения не только в количестве нейронов отдельных участков коры, но и в уровне активации разных её зон, происходящей во время игры.

Сравнив картинки у "игроков" в начале их трёхмесячной "сессии" и в конце, авторы работы увидели, что почти по всей коре имеются участки, нейронная активность которых существенно переменилась (у контрольной группы ничего такого не наблюдалось). Причём в одних зонах активность выросла, в других, что совсем уж любопытно, — упала. И окончательно сбило с толку экспериментаторов то, что эти регионы с повышенной и пониженной активностью не совпали с участками, нарастившими свою толщину.

Учёные рассудили, что снижение активности некоторых участков может говорить о том, что мозг научился (применительно к "Тетрису") действовать оптимально и не включать ненужные районы коры. Но тезис о повышении эффективности обработки сигналов, прямолинейно следующей за наращиванием числа нейронов, разбивается об уже упомянутое несовпадение зон со снижением активности и участков, нарастивших массу серого вещества.

Может, мозг просто начинает работать чуть-чуть иначе, обучаясь задействовать новые коммуникации между несколькими зонами? Это всё только предположения. Досконально никто ещё не может сказать — какие поля какую роль играют в ходе выполнения задачи с падающими в стакан фигурками.

Ясно только, что игра способна повлиять как на распределение клеток в головном мозге, так и на их активацию. "Понимание работы мозга никогда не было простым, — говорит Хэйер. — Мы знаем, что "Тетрис" изменяет мозг. Но мы не знаем, хорошо ли это для вас". Иными словами, одни лишь перемены в нейронах ничего не говорят о сдвигах в работе памяти или в интеллекте.

И тут стоит сравнить достижение Ричарда с другими сходными исследованиями. К примеру, учёные выяснили, что игры-стрелялки повышают зоркость, улучшают способность мозга перерабатывать визуальную информацию и могут даже послужить способом коррекции зрения. Работа с компьютером вообще мобилизует возможности мозга. Показали же как-то исследователи, что веб-сёрфинг полезнее чтения книг. Но перекидывать от этих частных случаев мостик к выводу "игры всегда улучшают мозги" рановато.

Какой цветок выбивается из ряда соседей? Какой предмет самый тяжёлый? Человеку не составляет особого труда ответить на эти вопросы и выдать их в секунды. А вот выяснение, каким путём (вплоть до групп нейронов) мозг принимает решение и почему один человек отвечает быстрее, а другой медленнее – это уже настоящая головоломка. Если вы поднаторели в судоку, это означает только то, что вы поднаторели в судоку. Если вы научились хорошо сбивать тарелки с пришельцами, значит, вы хорошо научились сбивать... И не более того.

А возвращаясь ко всё тому же "Тетрису"... Длительная игра в него, очевидно, повышает ваш средний результат в данной игре (число набранных очков), но об улучшении состояния (или эффективности работы) своего мозга вы сможете говорить, только если обнаружите, что после "Тетриса" вдруг стали лучше запоминать слова или быстрее решать математические задачки в уме. (с) источник

вот что нужно * Систематизация информации - единственный путь учить английский
комментарии под постом тоже почитайте. и вообще, рекомендую тэг * Про знания и их источники




Posts from This Journal by “про знания и их источники” Tag

promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1084
Buy for 200 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 14 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - далее 500 и…

Comments

( 16 comments — хочу сказать )
kvakosavrus_q
Dec. 7th, 2017 08:24 am (UTC)
Сама поставка вопроса некорректна. То же самое что сказать "полезны ли книги?" Тогда как правильный вопрос - "какие именно книги полезны, кому именно и для чего именно".
Тут то же самое.
1way_to_english
Dec. 7th, 2017 08:48 am (UTC)
вообще, да.

я бы сказал, что из игр в некоторой степени полезны только те,
что развивают стратегическое мышление.

потому что быстрое понимание, как работает система
(цели и средства - иерархия - взаимосвязи),
которая важна для человека, - самое важное умение,
достойное развития.

livejournal
Dec. 7th, 2017 09:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ollo
Dec. 7th, 2017 09:42 am (UTC)
Ну что за ерунда - тетрис. Они бы еще в крестики нолики играли. Сейчас же есть огромное количество гораздо более сложных и требующих мыслить игр, чем тетрис.
1way_to_english
Dec. 7th, 2017 09:48 am (UTC)
есть же огромное количество более сложных и простых способов развивать мышление, чем игры. отсюда и мой пост.
lion_lexx
Dec. 7th, 2017 10:07 am (UTC)
...по этой "логике" - учёба - вообще бесполезное занятие )).
1way_to_english
Dec. 7th, 2017 10:14 am (UTC)
по общей логике и комедию смотреть - развивает:
понять суть шуток, их хитроспленения,
порой не так уж просто).
lion_lexx
Dec. 7th, 2017 01:55 pm (UTC)
совершенно согласен!
parlonsfrancais
Dec. 7th, 2017 10:22 am (UTC)
Чем разнообразнее опыт - тем лучше мозгам. Если заниматься ТОЛЬКО играми, развитие будет весьма специфическим.
darkdanchik
Dec. 7th, 2017 11:59 am (UTC)
Где-то с месяц периодически играл в игру по нахождению пар картинок на игровом поле. Ощутил измеряемое улучшение кратковременной памяти - стал удерживать в памяти 7 вещей вместо 5.
1way_to_english
Dec. 7th, 2017 12:56 pm (UTC)
после этих упражнений родился план постройки дачи
или перепланировки мебели в комнате?
или это помогло написать учебное пособие?
или детям лучше стали помогать с домашними заданиями?

если мозг не созидает,
то все это мишура, серпантин и блеск новогодних блесток.
darkdanchik
Dec. 7th, 2017 01:04 pm (UTC)
Мозг без информации созидать не умеет, для этого необходима память. Подумайте, много ли насозидали люди с болезнью Альцгеймера.
1way_to_english
Dec. 7th, 2017 02:43 pm (UTC)
у мозга много разных функций.
если браться что-то развивать сознательно,
то пусть это будет то,
что принесет максимальную отдачу
для нас и других людей.

Alexey Kucherenko
Dec. 15th, 2017 09:12 pm (UTC)
Один человек отвечает быстрее, чем другой, потому, что у него более мощный ментал - по сути процессор. Да, в случае с человеком его можно усиливать упражнениями увеличивая быстродействие. Можно искусственно подкачать на время.

Эмм, я сейчас выдам крамольную мысль. И если хочешь, то можешь удалить этот коммент. Наркотики человечеству давались для прокачки ментала, а не для баловства. Это примерно можно сравнить с антибиотиками. Побочный эффект от использования как тех, так и других может на корню убить все преимущества употребления. Куча противопоказаний в обоих случаях. И да, Эйнштейном или Леонардо да Винчи за одну жизнь всё равно не стать при любых самых благоприятных условиях.
1way_to_english
Dec. 16th, 2017 06:47 am (UTC)
спасибо за интересное дополнение.
Alexey Kucherenko
Dec. 16th, 2017 10:59 pm (UTC)
В посте "КАК "ЕДЕТ" ВЯ" мы попытались дать раскладку скоростей работы:

Линейка - скейт, жигуль, ламборджини, самолёт, ракета, звездолёт.

Для ориентира (на этот момент времени):
Иисус 11 звездолётов и 3 шлюпки(мини-звездолёты)
Никола Тесла 1 звездолёт, чуть больше 1 звездолёта Иисуса
Леонардо да Винчи 1 звездолёт в полтора раза больше 1 звездолёта Иисуса
Илон Маск 6 шлюпок-ракет
Уменьшение-увеличение размера о геометрической прогрессии, что касается усложнения-упрощения по связям. И шлюпки Иисуса и шлюпки-ракеты Илона - не одно и то же, по Илону идёт слово "челнок" (образ торговли), по Иисусу идёт слово "учёный"(образ исследования).

По % ВЯ от человечества: 68% -- скейты, 36% -- жигули, 49% -- ламборджини, 50% самолетов, 18 штук ракет, 39 штук звездолетов . В 100% это сойтись не должно, так как у кого-то скейт и 2 самолёта, у кого-то 1 ракета, у кого-то 3 истребителя разного класса и так далее, любые комбинации в аналлогах с ездилками-леталками Земли. В каждой группе - свои варианты особенностей техники (самолёты-то разные, и не только они), так и ВЯ сформированы по задачам: у художника, инженера, повара и политика - они разные. Сейчас на Земле есть носители 2х звездолётов, дотягивающих до звездолёта Теслы и это ого-го!

Отсюда https://fedorovskaja.livejournal.com/1016816.html
( 16 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com