?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних

Чему и зачем стоит учиться после 45, 55, 65. Выяснилось, что уровень компетенции людей неравномерно распределяется по возрастам. Казалось бы, чем человек старше, и чем дольше он занимается своей профессией, тем выше должна быть компетенция, лучше результаты и громче успех?

Однако, такое наблюдается далеко не во всех профессиях. Возможно, только в некоторых областях искусства — в живописи, музыке, скульптуре, литературе, частично режиссуре, в ремеслах, в единоборствах, да то, при условии непрерывной практики и плотной вовлеченности в реальную индустрию.

Во всех остальных профессиях наблюдается совершенно иное распределение компетенций по возрастам, когда пик приходится на период между 30 и 40 годами. В этот период люди активно погружены в реальные проекты, и в меньшей степени занимаются управлением.

После 40 лет многие переходят от непосредственно профессиональной деятельности к управленческой, что неминуемо снижает компетенции. Некоторые в возрасте 30–35 лет создают свой бизнес, переходят во фриленс, в результате чего приходится прокачивать маркетинг, продажи, учет, организацию бизнеса. На профессиональный рост остается меньше времени.

Индивидуально этот возрастной диапазон распределения компетенций сильно зависит от отрасли. Есть отрасли, к примеру, разработка ПО, где скорость изменений настолько высока, что пик компетенций приходится на диапазон от 25 до 35, и не сильно растет, потому что происходит активное изменение технологий, инструментов и фреймворков. Есть отрасли, где скорость изменений ниже, поэтому пик компетенций смещается ближе к 40–45, иногда к 50, что уже редкость.

Но так или иначе, есть существенное количество людей старше 45, 50, 55, которые имеют серьезную проблему: они сменили много профессий, но все эти профессии в той или иной степени устарели. В результате, такие люди пребывают в своего рода, иллюзии.

Они продолжают думать, что ЕЩЕ профессионалы в этих отраслях. По сравнению с начинающими дилетантами — да, но для требований современного рынка, уже нет! Это значит, снова в школу! 45–50–55–65 это тот диапазон, когда можно и нужно приобретать новую профессию, открывать новые горизонты и возможности. Зачем и почему это надо?

Сначала плохие новости. Если Вы профессионально неликвидны, то Вас ждет неприятная перспектива. Вы можете продолжать обслуживать всё более простые процессы и, скорее всего, в течении 10–15 лет Вы попадете под сокращение. Вам трудно, и почти невозможно выдерживать конкуренцию со следующим поколением в диапазоне возрастов 35–45. Тем более …

роботы наступают

Поэтому мы далее не будем обсуждать, зачем это надо — это и так ясно. Давайте поговорим о выгодах получения новой профессии.
Хорошие новости — их много есть у нас!

🔶 Как ни странно, люди с возрастом не глупеют, а умнеют! Это доказанный факт, что означает, что Вы можете учиться в 10–20 раз быстрее, особенно, комплексным предметам и навыкам. Да, подростки и школота обгонят Вас в компьютерных стрелялках, но они даже близко не поймут сложные концепции, которые Вы интуитивно поймете мгновенно. Почему? Потому что Ваша эрудиция, контекстные пространства, способность оперировать категориями и связывать понятия в несколько раз выше, именно в этом возрасте. И дальше они будут возрастать, если Вы заранее позаботитесь об этом.

* из моих наблюдений. есть три вида информации: 1) упорядоченная и простая, 2) упорядоченная и комплексная - типа моих объяснений грамматики английского языка, 3) каша-малаша простая, 4) каша-малаша сложная - типа объяснений грамматики английского языка типичного ВУЗовского учебника.
и есть три типа людей: школьники, студенты, те-кому-за-40.

1) информация упорядоченная и простая осваивается
- школьниками со скоростью V,
- студентами со скоростью 5V,
- теми-кому-за-40 со скоростью 3V.

2) информация упорядоченная и комплексная осваивается
- школьниками со скоростью V,
- студентами со скоростью 8V,
- теми-кому-за-40 со скоростью 12V если у них думательная профессия,
и со скоростью 3V, если у них не-думательная профессия.

3) информация неупорядоченная простая осваивается
- школьниками со скоростью V,
- студентами со скоростью 10V,
- теми-кому-за-40 со скоростью 14V если у них думательная профессия,
и со скоростью 2V, если у них не-думательная профессия.

4) информация неупорядоченная комплексная осваивается
- школьниками со скоростью V,
- студентами со скоростью 12V,
- теми-кому-за-40 со скоростью 18V если у них думательная профессия,
и со скоростью 4V если у них не-думательная профессия.

🔶 Вы быстрее читаете, но самое главное, Вы быстрее понимаете. Если молодому человеку нужно несколько лет, чтобы войти в профессию — Вам нужно всего несколько месяцев, если Вы будете делать это с одинаковой интенсивностью. Многие, кто старше 45 боятся учиться, потому что привыкли думать, что это очень долго. Это дети учатся долго, а взрослые учатся в 100 и 200 раз быстрее. Теперь можете не боятся.

* «нужно учить АНГЛИЙСКИЙ, КАК ДЕТИ учат родной язык», - один из самых вредных мифов

🔶 Вы быстрее видите новые возможности, когда соединяетесь с новыми знаниями. Почему? Потому что возможности — это обратная сторона проблем, а уж их Вы видите и умеете опознавать больше и лучше именно потому, что Вы более опытны и искушены в жизни. Проблема начинающих стартаперов в том, что они быстро получают экспертизу в технологиях, но у них нет знания жизни и понимания проблем. Поэтому Вам новое знание будет давать в 10–20 раз больше возможностей, чем молодым людям.

🔶 Вы обновляете Ваш мозг, и он начинает работать в 3–5 раз более эффективно, потому, что мозг, как и любой орган, работает тем лучше, чем чаще им пользоваться. А обучение и решение новых проблем — самый лучший способ обновления.

С точки зрения нейрофизилогии, т.е. в первую очередь с точки зрения того как работает наш мозг — любое обучение это: частный случай пластических изменений в нейронной сети мозга. Ключевым для достижения устойчивых изменений является процесс ПОВТОРЕНИЯ РАЗНЫХ СИТУАЦИЙ — как с повторяющимися паттернами, так и совершенно новых. С повторениями проблем нет, но не сами повторения приводят к обучению, а когда на каждом новом цикле мы пытаемся повторить действие ИНАЧЕ, УЧИТЫВАЯ ОШИБКИ предыдущего цикла и новое направление попыток следующего цикла»

* я бы ещё добавил: и делаем повторения одного и того же паттерна в РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ. я преподаю иностранные языки и вижу, что для УСТОЙЧИВОГО усвоения новое правило должно быть завернуто в разного типа словесные одежки - когда я даю задания на перевод с русского на английский.

🔶 Интенсивное обучение кардинально снижает вероятность возрастной деменции, о которой до 40 думать рано, а после 55 еще не поздно. Более подробно об этом — см. презентацию моего выступления на TED * Немедикаментозные подходы к активному долголетию.

Новое обучение — это новые контакты, новые горизонты, новые смыслы, новые страны. Дети и бытовые проблемы в прошлом. Наступила вторая молодость — время открывать мир, получать новые ощущения, новый опыт — всё только начинается. Почувствуйте себя снова молодым, снова учеником, покиньте сковывающую Вас роль опытного человека. Опыт нужен, чтобы помогать Вам, а не ограничивать возможности роста.

Чему учиться? Общий подход опирается на два простых критерия:

Критерий №1: Что нравиться, от чего есть страсть?

Здесь часто люди совершают ошибку №1 — Вы испытываете фан от многих вещей, которые знаете, или как-то с ними сталкивались. Но есть масса всего, гораздо больше того, чего вы не знаете, и что, возможно, вставило бы Вас намного сильнее. Чтобы не впадать в эту ошибку — больше читать разной отраслевой прессы, ходить на мероприятия, в разных областях, далеких от Вашей повседневности.

Ошибка №2 — когда люди выбирают профессию. Это неверно, и я объясню почему. Профессия — это лишь инструмент достижения и реализации Ваших желаний, представления об успехе. Поэтому сначала стоит понять как выглядит картинка того успеха, того опыта, который Вы хотите достигнуть. Как выглядит та роль, в которую Вы хотите сыграть. Как только Вы это поняли, всё становится гораздо проще и с выбором профессии.

Критерий №2: Что перспективно и интенсивно будет развиваться в течении 5–8 лет?

Расчет простой — 5–7 месяцев уйдет на обучение, примерно 7–9 месяцев на вход в новую область и выход на острие (помните, что Вы делаете это в 20 раз быстрее молодых), и примерно 5 лет неограниченного профессионального, социального и финансового роста. Потом, скорее всего, либо переход на более высокий уровень — управление и бизнес, либо опять смена направления. (с) Алексей Крол, источник

Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, США, почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями... * Два действия, чтобы до седин сохранять мозг молодым

Российские дети, как и во многих других странах, не получают того образования, которое позволит им преуспеть в будущем, предупреждают исследователи. На развитие soft skills, или гибких навыков, решающее влияние оказывают школа и университет. И конкуренцию на период 2020-х гг. по этим показателям мы уже проигрываем. Исследователи выделили * 16 видов знаний и навыков, помогающих сделать карьеру в XXI веке ...

если хотите видеть все мои посты, то можно
* подписаться на обновления моего блога * 4 причины это сделать

Posts from This Journal by “заботимся о теле...” Tag

promo 1way_to_english июнь 11, 2020 16:24 1077
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

( 24 comments — хочу сказать )
werwolf_tamboff
Sep. 22nd, 2016 05:25 pm (UTC)
Не слишком ли оптимистично?))
1way_to_english
Sep. 22nd, 2016 05:27 pm (UTC)
каждый берет своё
livejournal
Sep. 22nd, 2016 05:27 pm (UTC)
Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних
Пользователь werwolf_tamboff сослался на вашу запись в своей записи «Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних [...]
1way_to_english
Sep. 22nd, 2016 05:28 pm (UTC)
спасибо за репост
miranlola
Sep. 22nd, 2016 05:44 pm (UTC)
всё вроде так, но только в 45+ и устаёшь быстрее, чем эти школьники и студенты.
1way_to_english
Sep. 22nd, 2016 05:57 pm (UTC)
ну, у меня тоже так. в 20 лет я был бодрее.

так задумано,
чтобы мы больше ценили полученный опыт
и выделенное на жизнь время.

Edited at 2016-09-22 06:36 pm (UTC)
livejournal
Sep. 22nd, 2016 06:38 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
1way_to_english
Sep. 22nd, 2016 06:39 pm (UTC)
спасибо.

кстати да, вот ценный пост * 10 советов 30-тилетним от тех, кому за 40
50+ репостов в ЖЖ. "После своего 30-тилетия писатель и предприниматель Марк Мэнсон обратился к подписчикам своего блога старше 37 лет с просьбой поделиться своим жизненным опытом, добытым в период с 30 до 40 лет. На просьбу откликнулось более 600 человек. Совместив все полученные ответы, Марк получил впечатляющий образец коллективной мудрости..."

также приглашаю на мою ФБ-страницу * Английского языка жемчуга
сюда я пишу в 4 раза чаще, только языковая тематика.
natoops
Sep. 22nd, 2016 08:01 pm (UTC)

Я просто влюбилась в Ваш блог! Интересна подача материала по изучению языка, теперь вот открыла тэг " заботимся о теле" и другие , не оторваться.



Edited at 2016-09-22 08:05 pm (UTC)
1way_to_english
Sep. 22nd, 2016 08:31 pm (UTC)
спасибо, тронут.
а то решил, что некоторое время назад я постарел,
стиль мой поблек, и пора уж отойти от дел.
привычных. совсем иным заняться.
но раз есть те, кому не оторваться,
то будем вместе в этом направленьи развиваться.
finka_free
Sep. 22nd, 2016 10:05 pm (UTC)
Замечательный post! Спасибо!
Подозревала, что что-то такое, но Вы сформулировали более чётко и внятно.
1way_to_english
Sep. 23rd, 2016 05:07 am (UTC)
спасибо,
работа у меня такая:
облекать в четкие формулировки
то, чего не сделать без знания и сноровки.
Кирилл Стерин
Sep. 22nd, 2016 10:34 pm (UTC)
Память хуже - без вариантов .
Все менее интересно , блекло как то , меньше желаний , любых .
Больше опыта и привычек ,но часто это минус , опыт не годится , привычки мешают .
Надо себя переделывать , иногда ломать . И не всегда в положительную сторону , как сам считаешь .
Ну и нафига все это ???
1way_to_english
Sep. 23rd, 2016 06:28 am (UTC)
память хуже - на вещи малозначимые,
потому что объем памяти заполнен почти под завязку,
а времени на дребедень - не осталось.

ради чего стараться?
ради создания чего-то ВЕЧНОГО.
я хочу дописать самоучитель английского.
и ещё немецкого и итальянского.

я верю, что мы живем больше, чем раз.
будем сами иметь потом дело с результатами своих трудов.
я ин.языки учил в прошлых жизнях, например.

"вера – это то, что именно вы думаете о мире, о Вселенной и всём остальном, о том, как устроена жизнь. вы можете верить во что угодно. ваша вера поддержит вас в трудные времена и ответит на ваши вопросы. вам должно быть удобно с вашей верой. пока у вас будет вера, вы будете в более выгодном положении, чем те, у кого веры нет. неопределённость не приводит к успеху и счастливой жизни. при этом вера должна быть верой. не следует доказывать её правоту кому бы то ни было или переубеждать кого-либо". (с) Ричард Темплар

Кирилл Стерин
Sep. 23rd, 2016 08:06 am (UTC)
Не , Не , память хуже любая , и быстрая и долговременная , уж по сравнению с 15-25 Настолько видно , аж жуть !!
))) Вера - весь мир гавно , скоро сдохнем , и на этом ВСЁ !!
И к работе и иже с ним , все это не относится ...
livejournal
Sep. 23rd, 2016 01:10 am (UTC)
Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних
Пользователь kl001 сослался на вашу запись в своей записи «Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних» в контексте: [...] Originally posted by at Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних [...]
1way_to_english
Sep. 23rd, 2016 04:58 am (UTC)
спасибо за репост
passerbyp
Sep. 23rd, 2016 04:32 am (UTC)
Старость - это депрессия и потеря мотивации и памяти... как замедлить этот процесс? Учить иностранные языки! Не только после 55-ти, а после 60-ти, 70-ти и даже 80-ти! Учить до самой смерти, чтобы читать на языке оригинала без перевода, чтобы быть активным, чтобы учиться до самой смерти и не давать мозгу размякнуть и заболеть, потеряв память и мотивацию!
1way_to_english
Sep. 23rd, 2016 04:58 am (UTC)
кстати, да.
всем своим блогом,
каждой строчкой любого поста
я это намекаю, говорю, побуждаю!
livejournal
Sep. 23rd, 2016 06:26 pm (UTC)
Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних
Пользователь orange_album сослался на вашу запись в своей записи «Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вторая интеллектуальная молодость 40- и 50-летних [...]
1way_to_english
Sep. 23rd, 2016 06:27 pm (UTC)
спасибо за репост
inna1903gr
Sep. 29th, 2016 02:24 pm (UTC)
Приходится учиться все время, ибо новые технологии и все такое)
gal_an
Sep. 29th, 2016 07:14 pm (UTC)
Ваши выводы порадовали.
Значит, ещё есть возможности.)
hui_vei_bin
Jan. 14th, 2017 10:59 am (UTC)

Приятно, конечно, это читать, вселяет надежду )
Сам, кстати, собираюсь осваивать третью профессию.



Edited at 2017-01-14 11:00 am (UTC)
( 24 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com