?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

уже с 2-3 лет начинают учить читать, писать, считать? - Категорически отрицательно, - ответила А.В. Семенович - нейропсихолог, профессор кафедры клинической психологии, автор более 200 книг, - Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

раннему развитию детей плюсы и минус

Два-три года - это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать - нагружать его познавательные процессы - то вы отбираете энергию у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы телесного развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

- A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

- Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе? Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

- Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

- Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

- К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

- Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

- На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

- Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

- Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

- Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

- Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один-три», «один-четыре»…

- Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

- Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

- Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» (с) источник - друзья, что вы думаете?


* мое мнение: 1) нужно видеть готовность ребенка к сложным вещам и нагружать его по мере его личных сил, это очень индивидуально. * 94 вещи, которым я бы научил своего ребенка
2) не ставить телегу впереди лошади: есть вещи которые должны быть освоены в самую первую очередь, те которые во вторую и в третью. с каждым годом акценты важности смещаются.
3) всегда нужно всё взаимоувязывать - представлять
как часть чего-то большего и на какие более мелкие части это может быть разложено. у меня нет детей, но я вижу как удивляются взрослые тому, что я стараюсь устанавливать такие связи, это им непривычно, но потом хорошо в результате, когда связи установлены, - в отношении английского языка, прежде всего * постоянно пересматривай свою Карту Мира
в этом деле мое личное понимание вот куда зашло * Чего хочет Бог. 5 законов и 20 следствий

promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1075
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

( 39 comments — хочу сказать )
margo_engelin
Mar. 25th, 2015 04:39 pm (UTC)
Хорошая статья...
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 04:57 pm (UTC)
спасибо за отзыв от молодой мамы)
livejournal
Mar. 25th, 2015 05:38 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 05:41 pm (UTC)
спасибо
josef_julian
Mar. 25th, 2015 06:07 pm (UTC)
Особенно конец хорош :). Полностью опровергает всю статью :)).
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 06:15 pm (UTC)
я бы так не сказал. она сказала, что с ней поступали неразумно.
я про себя могу сказать: меня недоучили в детсадовском возрасте: не помню, чтоб вообще чем-то академическому меня учили (читать-писать до школы уже мог, но не более).
мне понравились комментарии на ФБ:

- Может я что-то недопоняла, но автор своим примером доказывает обратное.
- Нет. Своим примером автор говорит о том, что бывают дети, которые в 3-4 года сами проявляют интерес к азбуке и даже сами учатся читать. Этим детям препятствовать, конечно, не стоит. Но заставлять всех остальных в принудительном порядке учиться читать- считать в этом возрасте неправильно и вредно.

Ольга Котляр: - Я вот задумалась о том, что есть много родителей, которые сами как дети, не понимают последствий своих поступков. Точнее для них эти рассказы о том, что детям потом будет плохо - пустой звук. Таким родителям важно в здесь и сейчас доказать всем, что их ребенок круче соседского. Как это правильно назвать? Инфантилизм?
Евгения Этерман: - Я думаю, они не в силах противостоять социуму, который рассматривает успехи ребенка как успехи родителя. И признать себя неуспешными они не могут. Для меня про нарциссизм скорее. И про неподдержанность родителей, их родительской позиции.
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lalaruk - Mar. 25th, 2015 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Mar. 25th, 2015 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Mar. 26th, 2015 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lalaruk - Mar. 25th, 2015 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - josef_julian - Mar. 25th, 2015 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lalaruk - Mar. 25th, 2015 10:21 pm (UTC) - Expand
natthimlen
Mar. 25th, 2015 06:09 pm (UTC)
Статья замечательная! Сейчас просто сдвиг у родителей какой-то - кто быстрее научит читать своего ребенка, тот, типа, самый крутой. Скоро уже до рождения начнут учить детей читать-считать.
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 06:15 pm (UTC)
да-да, я читал ваш коммент на ФБ,
даже выше вас процитировал только что).
Николай Шульдиков
Mar. 25th, 2015 06:20 pm (UTC)
Десять лет за партой в школе - огромная нагрузка на слабый и не развитый организм ребенка. Все знают, какие дети выходят из 11 класса. Мы с женой в первую очередь развивали дочку физически: ОФП, закаливание, массаж. В четыре года БИ (таеквон-до, потом, в семь лет каратэ, дзю-до, айкидо) чтобы подготовиться к выживанию в школе. И, пожалуй самое главное - социализация, умение общаться, не дружить, а именно общаться. Таким образом, мы сохранили дочке физическое и психическое здоровье, школу она вспоминает без дрожи и отвращения. А это значит, её не жжет позор за пережитые в школе унижения и не гложет осознание каждодневного унижения, она сохранила оптимизм и уверенность в своих силах и умениях. Чего, кстати, не скажешь о многих выпускниках, искалеченных физически и сломленных морально.
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 06:25 pm (UTC)
спасибо за интересный подход и мысли ваши.
некоторые люди не водят в публичную школу, вот как

* Алгоритм перехода на домашнее обучение
http://1way-to-english.livejournal.com/563548.html
.
(no subject) - ilienka - Mar. 25th, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Николай Шульдиков - Mar. 25th, 2015 07:49 pm (UTC) - Expand
kudincev
Mar. 25th, 2015 07:23 pm (UTC)
В школу пошол и научился читать,и со второго класса ходил в библиотеку
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 07:53 pm (UTC)
я тоже примерно так.
до школы читал по слогам.
потом часто тусовался в библиотеке -
в советские времена сказки - хоть русские, хоть украинские
были большим дефицитом.
monkeyfree
Mar. 25th, 2015 07:48 pm (UTC)
Скажу как психолог.
1.В детстве мозг формируется и чем раньше и больше различных качеств будут спровоцированы к развитию, тем лучше - тем талантливей и развитей вырастет личность. Тем легче определить природные склонности.

2.В идеале это должен быть комплекс ежедневных тренингов для начала в виде игр, которые просто будут постепенно усложняться. Уверяю, ребенок втянется и будет делать все с удовольствием, особенно, если не будет ЗАСТАВЛЯНИЯ.

3.Должно быть разнообразие-музыка, танцы, пение, спортивные игры, логистические игры, иностранные языки и т.д.. Иностранному не надо УЧИТЬ- на нем нужно общаться.

4.Никакое детство украдено не будет и никакого перегруза не будет, если делать без принуждения и без фанатизма, но ежедневно.

5.Разносторонне развитый человек живет более полнокровной интересной жизнью. Он достигает большего. Его больше ценят окружающие. Выше самооценка. Намного легче дается обучение в школе\институте, т.к. лучше память, образное мышление и мн.др.. А значит и карьеру им делать проще и чего-то достигнуть в жизни.

Я в три года уже умел читать, играть в шахматы, карты, знал несколько десятков английских слов и в уме складывал двухзначные цифры.При этом я не был никаким вундеркиндом и никаких природных талантов выше среднего не имел. Родители после работы просто иногда играли со мной часок другой, потом, правда, не могли отвязаться, т.к. я требовал *продолжения банкета* - дети не устают играть.
Увы, все это не носило постоянный характер, было от случая к случаю, игры не стали ни усложняться ни разнообразиться. В первом классе я мог бегло читать, но училка прерывала и заставляла читать по слогам. Потом свободное время я стал посвящать дворовым играм, а родители совсем перестали со мной заниматься. Я стал обычным школьником, но, оглядываясь назад, понимаю, что те детские *интеллектуальные нагрузки* что-то очень полезное заложили в меня. И ОЧЕНЬ жалею, что все это было дилетантски по сути и мизерно по масштабу.

Сейчас в спорт берут с очень раннего возраста, т.к. у ребенка формируется мозг, а если начать позже, то он никогда уже не достигнет результатов, которых достигнет, начав раньше. Но про большой спорт это отдельная тема.
1way_to_english
Mar. 25th, 2015 08:25 pm (UTC)
спасибо за интересные наблюдения.
flerkosha
Mar. 25th, 2015 08:09 pm (UTC)
Дети все разные. Я сталкиваюсь с детками, у которых родители говорят на разных языках+ еще один. Например, арабский потому что в семье, английский/французский и армянский - каково? Это даже не билингвы... Но, да. Тут необходимость.

Сложности возникают еще, когда имеет место быть схожий алфавит. Мой ребенок не путает русские и латинские буквы, например. Разницу легко заметить. А вот ее одноклассник путает английский и голландский, поэтому они вобще не учат его читать по-английски, только голландский, хотя в семье разговаривают на английском. И мы, и они занимаемся у логопеда, но мнения специалистов прямопротивоположные. Нам говорят, что чтение на родном языке только на пользу в освоении иностранного. А им - что нельзя смешивать, и учить читать на каком-то одном. Возраст у детей примерно одинаковый - 6 и 7 лет.
on_to_rotor
Mar. 25th, 2015 09:20 pm (UTC)
плохо отношусь
это нереализованные комплексы родителей.
(Deleted comment)
1way_to_english
Mar. 26th, 2015 05:58 am (UTC)
я думаю, у нейропсихолога важно - соблюдать последовательность.
gonchar
Mar. 26th, 2015 04:10 am (UTC)
Шедевр - "уже с 2-3 лет начинают учить читать, писать, считать? - Категорически отрицательно, - ответила А.В. Семенович - нейропсихолог, профессор кафедры клинической психологии, автор более 200 книг, - Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет?"

1) Как можно написать ДВЕСТИ книг? Или это опечатка?

2) При чём тут половая жизнь? Если так рассуждать, то почему можно учить считать в 5 лет? Разве хорошо вступать в половой контакт в 13?!

Дальше пошли голословные утверждения про физиологию мозга и пр. чушь.

Всё это - ерунда чистейшая. Нормальный ребёнок в 3 года ХОЧЕТ считать и что-то читать. Заставлять, конечно, не стоит - но заинтересовывать можно. Считать можно учить точно. Проверено :)
1way_to_english
Mar. 26th, 2015 06:25 am (UTC)
про 200 книг. если систему поражает коррупция, то это на всех уровнях: очевидно, сейчас тоненькая брошюрка "книгой" считается. и соавторство можно прикупить или сове продать - для солидности.
(no subject) - gonchar - Mar. 26th, 2015 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Mar. 26th, 2015 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - gonchar - Mar. 26th, 2015 06:23 pm (UTC) - Expand
raccoon
Mar. 26th, 2015 09:02 am (UTC)
Госпожа Семенович хоть раз в жизни выпускника приличной физматшколы видела? Мы все читаем с трех-четырех лет, считаем до десяти - с двух (то есть вычитаем и складываем), до ста - примерно с трех-четырех.
Или она работает только с контингентом школ для умственно отсталых? Тогда понятно, почему чтение в 3 года у ее клиентов вызывает психологическую травму. Нормально развитый, любознательный ребенок сам заинтересуется этим в 3-3,5 года.
1way_to_english
Mar. 26th, 2015 10:02 am (UTC)
вот я тоже разделяю ваше мнение -
любознательный ребенок сам заинтересуется этим в 3-3,5 года.
(Deleted comment)
(no subject) - raccoon - Mar. 26th, 2015 04:11 pm (UTC) - Expand
psilonsk
Mar. 27th, 2015 10:39 am (UTC)
Вывод: институт бабушек - самый правильный. )
1way_to_english
Mar. 27th, 2015 10:42 am (UTC)
да, они полагаются на опыт многих людей многих поколений).
(no subject) - psilonsk - Mar. 27th, 2015 10:44 am (UTC) - Expand
( 39 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com