?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

Как вести себя, когда сотрудник просит повышения зарплаты

Отвечают на сайте ps.siliconrus.com основатель Insight ONE, генеральный директор Aviasales, основатель Surfingbird на вопрос:

Добрый день! Мы — небольшая компания, занимаемся разработкой ПО. На данный момент работаем над первым продуктом, который еще не приносит прибыли. У нас в штате несколько программистов, и время от времени кто-то из них приходит с просьбой повысить зарплату. Мотивация плюс-минус одинаковая: «Пришел оффер с зарплатой на 30-40% выше». Проблема в том, что заменить программиста довольно тяжело, а сделать это и не потерять месяц на адаптацию нового сотрудника — невозможно. Как лучше вести себя в таких ситуациях и строить диалог с ключевыми сотрудниками? Не хочется, чтобы они почувствовали, что могут шантажом добиваться повышения зарплаты.

Андрей Подшибякин, основатель Insight ONE: Никакого формального решения эта задача не имеет. Пытаться удержать людей, которые всерьез решили от вас уйти, бессмысленно. Нанимать новых, как вы правильно заметили, долго, муторно и часто неэффективно.

Поэтому я бы на вашем месте успокоился, сел и подумал — а ваши ли это вообще люди? Если нет, то спокойно с ними расставайтесь. Если да, то говорите с ними, сходите с ними выпить, узнайте, о чем он мечтают — а люди ведь мечтают о разном: кому-то для счастья достаточно Playstation 4, а кому-то нужен дом в Калифорнии и синяя Ferrari.

Убедите их в том, что вы сможете им это дать. Причем ни в коем случае не врите — нельзя давать обещания, которые вы не сможете или не собираетесь выполнять. И если вы в самом деле понимаете, что готовы исполнить мечты своих сотрудников, то они пойдут с вами на край света, вы сделаете новый Facebook, новую Angry Birds или что вы там собираетесь сделать. Потому что идея (желательно та, которая способна изменить мир — или хотя бы малую его часть) гарантированно мотивирует людей намного сильнее, чем прибавка к зарплате в двадцать тысяч рублей. Или даже долларов.

Макс Крайнов, генеральный директор Aviasales: У нас в Aviasales есть два простых правила:

1. Зарплата повышается всем раз в год 1 июля. Формула расчета до этого года была одной (+10% к предыдущей ЗП), в этом году слегка изменим, чтобы взять в расчет состояние рынка. Хочешь ЗП выше в течение года — см. пункт 2.

2. Больше ответственности — больше зарплата и наоборот. То есть если разработчик стал отвечать за большее количество вещей, плюс стал впрягаться в другие проекты, то это более высокий уровень со всеми вытекающими.

Столько же ответственности и такая же производительность, как у соседа, — такая и зарплата. У нас в компании 100 человек, и дисбаланс в оплате есть только у 2-3 сотрудников; этот дисбаланс уйдет через год, когда другим зарплаты подтянем до этого же уровня. В остальном выкручивать руки бессмысленно.

Я живу по принципу «не пугай жену разводом, а начальника — уходом». Уходят люди обычно не из-за денег, а из-за отношений в коллективе, маскируя свои проблемы понятными всем аргументами про деньги.

Сергей Шалаев, основатель Surfingbird: Мой основной совет — не повышать зарплату в такой ситуации.

Первая ситуация — ваш сотрудник очень любит деньги. В данном случае есть очень большая вероятность того, что сотрудник воспользуется этим и использует вашу слабость, как дополнительный аргумент в переговорах с будущим работодателем. То есть вы делаете ему контрпредложение с каким-то компромиссными плюс 20-30% от текущей зарплаты, он идет с этим к тому, кто прислал ему офер и повышает свою стоимость за счет вашего контрпредложения.

Это нормальный подход с точки зрения бизнеса, будьте уверены — если для вашего сотрудника деньги стоят на первом месте, он проделает этот трюк в тот же день, когда вы ему сделаете встречное предложение. В этой ситуации вы повышаете стоимость девелопера в полтора раза без каких-то левлапов в плане проф навыков. Сейчас на рынке труда такое бывает очень часто, и в итоге все мы сталкиваемся с тем, что средняя стоимость девелопера по рынку растет в разы быстрее, чем его профнавыки. Не участвуйте в подобной ***** [ерунде]. Это плохо кончится для всех.

Вторая ситуация — ваш сотрудник шантажист. Он не может ответить ни о том, кто ему прислал офер, ни что он там собирается делать, ни почему там лучше, а здесь хуже. Просто хочу больше денег, иначе всё, ****** [конец], я устал, я ухожу. В таком случае можно предложить ему дополнительные деньги (тысячу долларов, например), чтобы он покинул компанию как можно скорее и начал счастливую жизнь где-то в другом месте.

Хотя я бы просто после пары таких выступлений уволил. Недавно у нас был случай: у одного сотрудника закончился испытательный срок, и они решили обсудить с коллегой свою маленькую, по их мнению, зарплату. В процессе беседы выяснилось, что у коллеги зарплата в два раза больше, что она и решила использовать как аргумент в переговорах.

Итог — мы расстались с обоими. Почему? Потому что зарплату нельзя повышать потому что где-то она больше, или потому что вас пытаются шантажировать. Также подобное поведение сотрудника может вылиться в интириги внутри коллектива и дистракшен всего рабочего процесса.

Третья ситуация — ваш сотрудник считает себя недооценённым. И где-то внутри него сидит чувство, что на стороне его навыки оценят по достоинству (в материальном плане). Здесь стоит отметить, что по моему опыту и опыту моих коллег из других компаний, повышение зарплаты радует сотрудника месяца два-три. Потом все скатывается в унылое говно, и сотрудник снова себя считает обиженным.

В этой ситуации я бы тоже не советовал повышать зарплату. Попробуйте поговорить с вашим коллегой и вместе разобраться в причине его расстройства. Возможно, ему не нравятся текущие задачи, или у вас разные вгляды на рабочие процессы, или он не может сработаться с одним из своих коллег, или он не чувствует себя важным.

Причин здесь может быть очень много, и вы не знаете, что у ваших сотрудников в голове, поэтому лучше с ним почаще говорить на такие темы. Возможно, премия за какой-то ачивмент или процент с продаж вашего ПО или еще что-то, что может мотивировать сотрудника работать у вас и работать лучше, может решить эту проблему. Но ее точно не решит повышение зарплаты.

Четвертая ситуация — ваш сотрудник приходит к вам и говорит, что ему сделали офер, но он не хочет уходить, потому что ему нравится работать с вами/c текущим коллективом. Это самая простая ситуация, на мой взгляд, так как тут нет конфликта. Вы предлагаете ему какой-то компромисс — проценты, опцион, премия после релиза, возможность работать все лето откуда он захочет и так далее (но после релиза, после достижения чего-то значимого для компании, это очень важно) и все работают дальше. Возможно, даже еще лучше, чем раньше. (с) источник


promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1075
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

( 12 comments — хочу сказать )
saunika
Jan. 14th, 2015 02:29 pm (UTC)
"Уходят люди обычно не из-за денег, а из-за отношений в коллективе, маскируя свои проблемы понятными всем аргументами про деньги."

Не согласна.
Я для себя (как раз недавно) сформулировала так. Работают за один (как минимум) из факторов: интерес, деньги, признание. Коллектив влияет, разве что если все остальное в порядке. Если ни одного из факторов нет, сотрудник уходит 100%.
1way_to_english
Jan. 14th, 2015 02:40 pm (UTC)
признание без содействия коллектива - никак не возможно.
в остальном я с вами согласен.
yaagatha
Jan. 14th, 2015 02:33 pm (UTC)
первый и второй - большие умницы, третий как-то не очень )
1way_to_english
Jan. 14th, 2015 02:47 pm (UTC)
у третьего мне не понравились ситуации 1 и 2.
с дальнейшим я согласен. особенно с этим:

"Зарплату нельзя повышать потому что где-то она больше, или потому что вас пытаются шантажировать. Также подобное поведение сотрудника может вылиться в интириги внутри коллектива и дистракшен всего рабочего процесса".

я считаю, что обсуждать с коллегами зарплату свою или других людей - плохо для дела. ты часто будешь оказываться в результате этого или лохом, или подхалимом, или шантажистом.
yaagatha
Jan. 14th, 2015 03:14 pm (UTC)
это да
emptyform
Jan. 14th, 2015 04:17 pm (UTC)
Работнику тоже нужно иметь толику гордости достаточной для того чтобы не опускаться до шантажа или выпрашивания повышений.
Моя стратегия такая - если считаю что, мне платят недостаточно, прямо говорю начальству, если приходит отказ - ищу другую работу и кладу заяву на стол. Все.
В двух случаях мне следом предлагали повышение в деньгах, но я парень гордый и не соглашался, т.к. иначе получится что я занимался именно шантажом. Никто, возможно, вслух ничего и не скажет, но осадочек останется. Так что если заговорил об уходе - уходи не оглядываясь.
1way_to_english
Jan. 14th, 2015 04:23 pm (UTC)
согласен, я бы тоже так делал,
если бы не работал на себя.
wojzeh
Jan. 14th, 2015 05:53 pm (UTC)
в целом формула "работай хорошо, и успех к тебе придёт" не работает. больше получает тот, кто лучше торгуется. к сожалению, в институтах нас этому не учат.

в целом от статьи осталось ощущение какого-то брожения впотьмах наощупь. это тоже следствие того, что менеджеры по сути -- самоучки, а не профессионалы.

ну, и все эти "ачивменты" и "дистракшены" -- просто пиздец, пардон май френч.
1way_to_english
Jan. 14th, 2015 06:10 pm (UTC)
про "ачивменты" и "дистракшены" и "джоб оферы" - согласен.
можно нормальным языком изъяснятся.

больше получает тот, кто лучше торгуется - тоже согласен.
на последней работе, где я был наемным рабочим,
я себе выторговал большую з/п, чем у моих коллег.

брожение впотьмах наощупь - тоже согласен,
менеджеров и начальников если кто и учит, то какой-то
второстепенной фигне. кто сам туда пробился,
тот и командует парадом,
как ему кажется правильным.


wojzeh
Jan. 14th, 2015 06:14 pm (UTC)
ты ваще первый человек в мире, который согласился со мной сразу по трём пунктам!

давай я тебе открытку пошлю за это. пиши адрес в личку!
1way_to_english
Jan. 14th, 2015 06:18 pm (UTC)
)
1way_to_english @ livejournal.com

Edited at 2015-01-14 06:19 pm (UTC)
wojzeh
Jan. 14th, 2015 06:42 pm (UTC)
я про настоящую открытку, а не как с яндекса
( 12 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com