?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

Насколько полезны игры для тренировки мозга

Невролог Эдриан Оуэн совместно с научным телешоу BBC Bang Goes the Theory провел любопытный онлайн-эксперимент. 11 430 британских зрителей вызвались принять в нем участие. Они прошли серию онлайн-тестов на оценку IQ. Это было сделано дважды: до и после 6-тинедельного тренинга, проводимого с помощью онлайн-программы, точной копии доступного на рынке компьютерного ПО «для тренировки мозга». Одни участники должны были тренироваться в решении шести задач на логическое мышление, планирование и решение проблем, а другие развивали память, внимание, а также способность к математическим расчетам и обработке зрительно-пространственной информации.

Все задания базировались на компьютерных тренингах, которыми Nintendo торгует начиная с 2005 года, в частности Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day! - «Тренируй мозг за считанные минуты в день!» и Dr. Kawashima’s Brain Training - «Тренинг для мозга д-ра Кавасимы».

Эти игры давно подвергались критике за отсутствие прямых доказательств их эффективности,
но Nintendo сама осмотрительно рекламировала их как продукты, предназначенные исключительно для «развлекательных» целей.

Так вот, в статье, опубликованной в Nature, Оуэн приходит к выводу, что, хотя через полтора месяца тренинга все участники исследования продемонстрировали при выполнении тренинговых заданий лучшие результаты, никаких доказательств, подтверждающих эффект переноса улучшений на решение других задач, не входящих в тренинг, обнаружено не было. Даже задач, тесно связанных между собой с точки зрения используемых для их решения когнитивных процессов. (с) источник

Насколько полезны игры для тренировки мозга 2

Мало кто сомневается в способности видеоигр развивать мышление. Вопрос в том — на каком уровне это происходит и каких именно улучшений стоит ждать от тренировок за монитором. Единого мнения тут нет. Пока одни учёные удивляются быстрым переменам в строении мозга, зафиксированным у испытуемых в экспериментах, другие предостерегают коллег от поспешных выводов.

"Структура мозга гораздо более динамична, чем оценивали ранее", — заявил исследователь Ричард Хэйер (Richard Haier) из Калифорнийского университета в Ирвине (UC Irvine). Вместе со своими коллегами из канадского университета Макгилла (McGill University) и американской исследовательской организации Mind Research Network Хэйер провёл ряд опытов, показавших, что регулярная игра на компьютере может вызывать физиологические изменения в головном мозге человека.

Плюсы и минусы открытых перемен ещё предстоит оценить в полной мере: в какую сторону и что именно улучшается - большой вопрос.

"Тетрису" в нынешнем году исполнилось 25 лет. Число вариантов игры с трудом поддаётся подсчёту, но даже самый простой "классический" – до сих пор загадочно притягивает внимание миллионов (иллюстрация Electronic Arts). Как и ряд нейрофизиологов до Хэйера, американский учёный использовал культовую игру "Тетрис". Кажется, что в силу относительной простоты этой игрушки она не может заметно сказаться на умственных способностях испытуемых. Каково же было удивление исследователей, когда они обнаружили, что всего три месяца игры (причём только по 1,5 часа в неделю) привели к увеличению толщины коры головного мозга у подопечных. Не всей, конечно, коры, а определённых участков.

В общем, если бы у древних гоминидов были видеоигры, они стали бы сапиенсами намного раньше. Или нет? Но по порядку. В роли подопытных выступили девушки-подростки. Предпочтение слабого пола объясняется тем, что у мальчишек в среднем гораздо больший опыт в видеоиграх и продолжительная практика, а они могли повлиять на результат эксперимента.

15 девушек регулярно играли в "Тетрис", а 11 "контрольных", соответственно, — нет. При этом различного вида сканирование мозга (функциональная магнитно-резонансная томография в том числе) проводилось как перед началом эксперимента, так и по ходу опыта, и по окончании трёх месяцев, само собой.

Выяснилось, что некоторые участки коры у игроков после эксперимента увеличились по толщине и плотности (выросло серое вещество — нервные клетки и снабжающие их капилляры). Особенно отличились поля Бродмана 6 (в левой фронтальной доле мозга), 22 и 38 (в левой височной доле). "Шестёрка", как считается, отвечает за планирование сложных движений, а "22/38" — за обобщение информации от органов чувств. Аналогичные участки у контрольной группы не показали никаких существенных перемен.

Можно было бы сделать простой вывод: в рост пошли те районы, которые наиболее интенсивно были задействованы в ходе игры. Но не всё так просто. Сканирование также показало, что тренировка в "Тетрис" вызвала изменения не только в количестве нейронов отдельных участков коры, но и в уровне активации разных её зон, происходящей во время игры.

Сравнив картинки у "игроков" в начале их трёхмесячной "сессии" и в конце, авторы работы увидели, что почти по всей коре имеются участки, нейронная активность которых существенно переменилась (у контрольной группы ничего такого не наблюдалось). Причём в одних зонах активность выросла, в других, что совсем уж любопытно, — упала. И окончательно сбило с толку экспериментаторов то, что эти регионы с повышенной и пониженной активностью не совпали с участками, нарастившими свою толщину.

Учёные рассудили, что снижение активности некоторых участков может говорить о том, что мозг научился (применительно к "Тетрису") действовать оптимально и не включать ненужные районы коры. Но тезис о повышении эффективности обработки сигналов, прямолинейно следующей за наращиванием числа нейронов, разбивается об уже упомянутое несовпадение зон со снижением активности и участков, нарастивших массу серого вещества.

Может, мозг просто начинает работать чуть-чуть иначе, обучаясь задействовать новые коммуникации между несколькими зонами? Это всё только предположения. Досконально никто ещё не может сказать — какие поля какую роль играют в ходе выполнения задачи с падающими в стакан фигурками.

Ясно только, что игра способна повлиять как на распределение клеток в головном мозге, так и на их активацию. "Понимание работы мозга никогда не было простым, — говорит Хэйер. — Мы знаем, что "Тетрис" изменяет мозг. Но мы не знаем, хорошо ли это для вас". Иными словами, одни лишь перемены в нейронах ничего не говорят о сдвигах в работе памяти или в интеллекте.

И тут стоит сравнить достижение Ричарда с другими сходными исследованиями. К примеру, учёные выяснили, что игры-стрелялки повышают зоркость, улучшают способность мозга перерабатывать визуальную информацию и могут даже послужить способом коррекции зрения. Работа с компьютером вообще мобилизует возможности мозга. Показали же как-то исследователи, что веб-сёрфинг полезнее чтения книг. Но перекидывать от этих частных случаев мостик к выводу "игры всегда улучшают мозги" рановато.

Какой цветок выбивается из ряда соседей? Какой предмет самый тяжёлый? Человеку не составляет особого труда ответить на эти вопросы и выдать их в секунды. А вот выяснение, каким путём (вплоть до групп нейронов) мозг принимает решение и почему один человек отвечает быстрее, а другой медленнее – это уже настоящая головоломка. Если вы поднаторели в судоку, это означает только то, что вы поднаторели в судоку. Если вы научились хорошо сбивать тарелки с пришельцами, значит, вы хорошо научились сбивать... И не более того.

А возвращаясь ко всё тому же "Тетрису"... Длительная игра в него, очевидно, повышает ваш средний результат в данной игре (число набранных очков), но об улучшении состояния (или эффективности работы) своего мозга вы сможете говорить, только если обнаружите, что после "Тетриса" вдруг стали лучше запоминать слова или быстрее решать математические задачки в уме. (с) источник


promo 1way_to_english июнь 11, 2020 16:24 1075
Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 18 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…

Comments

( 32 comments — хочу сказать )
nikos_kostakis
Oct. 25th, 2014 09:30 am (UTC)
Для тренировки мозга игры настолько же полезны, насколько онанизм для тренировки супружеских отношений.
1way_to_english
Oct. 25th, 2014 09:31 am (UTC)
спасибо за образность вашего сравнения
(no subject) - kumacheva - Oct. 25th, 2014 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - kumacheva - Oct. 25th, 2014 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hochu_v_london - Oct. 25th, 2014 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 11:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 07:16 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nikos_kostakis - Oct. 25th, 2014 04:27 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 25th, 2014 09:33 am (UTC)
Игры и мозг
Пользователь vlad_moiseev сослался на вашу запись в своей записи «Игры и мозг» в контексте: [...] ается о том, как эти процессы исследовались. http://1way-to-english.livejournal.com/587328.html [...]
livejournal
Oct. 25th, 2014 10:28 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
hochu_v_london
Oct. 25th, 2014 11:04 am (UTC)
Вот интересный русский сайт игр для тренировки мозга - на память, внимание, мышление, точность: http://wikium.ru

Играю уже второй день. Точность и внимание на высоте. С памятью беда (так что. оказывается, это не просто моё субъективное мнение относительно моей памяти).

Мне интересно будет услышать ваше мнение об этом сайте.
1way_to_english
Oct. 25th, 2014 11:18 am (UTC)
"С памятью беда" - that's what it's all about - your memory.
а это - главное для кое-кого, кто собрался в Лондон).

я держу в уме ваш нижеследующий воспрос,
готовлю пост "why тематические списки suck"))

"А у меня получается всё наоборот: английская грамматика понимается, запоминается и применяется легко, а вот с запоминанием слов вообще беда. Учить слова по спискам вообще не вариант, абсолютно. Я словарный запас осиливаю через упражнения в фонетике, орфографии, грамматике - так получается, что запоминаемые слова группируются у меня по совсем другим принципам, ничего общего не имеющего с тематическими списками".

сайт указанный попозже посмотрю, сейчас некогда.
спасибо за наводку.
magician_roman
Oct. 25th, 2014 11:14 am (UTC)
Классный вопрос на самом деле, уже несколько лет читаю в многих источник об исследованиях о пользе игр, для меня как человека который фактически не любит играть в компьютерные игры это всегда вызывало удивление. Чувствую нужно тоже поставить над собой эксперимент, вопрос в оценке, например измерение по тому же IQ не дает точного результата, так если человек сначала прошел тест IQ то его результат будет хуже потому что ему не понятные некоторые механизмы подсчета и выполнения задач, при этом уже после пары проходов и усвоения основных приемов его результат значительно изменится в лучшую сторону, т.е. IQ не показатель интеллекта, человека можно научить его проходить, тогда как реально измерить пользу игр? Метрики то получается и нет. В лучшем случае от игр улучшаются моторные функции организма и способность к быстрому принятию решений.
1way_to_english
Oct. 25th, 2014 11:28 am (UTC)
Роман, критерий изменения интеллекта я бы проверил по тестам на логику: типа, 8 крокзябров залулухали глокую куздру. 2 крокзябра были... а 4 крокзябра были... при этом... вопрос: сколько крокзябров были...?

вот! нашел: http://nazva.net/logic_test1
там 30 заданий, вот 1-е, но дальше сложнее идут.
1. Шмурдик боится как мышей, так и тараканов.
шмурдик не боится тараканов;
шмурдик боится мышей;
шмурдик боится мышей больше, чем тараканов, но и тараканов боится тоже.

2 года назад проходил, мой результат: "У вас отлично развито логическое мышление. Если вы и делаете ошибки в рассуждениях, то в основном по случайности или от усталости, но не из-за неумения. Тем не менее, помните, что все хорошее всегда можно улучшить - если, конечно, оно вам надо".
(no subject) - magician_roman - Oct. 25th, 2014 12:41 pm (UTC) - Expand
Первый результат - hochu_v_london - Oct. 25th, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
Второй результат - hochu_v_london - Oct. 25th, 2014 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miss_illy - Oct. 25th, 2014 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1way_to_english - Oct. 25th, 2014 08:03 pm (UTC) - Expand
ambival
Oct. 25th, 2014 02:28 pm (UTC)
Люди играют в настольные игры тысячи лет - это неспроста. Примитивные игры с камешками-палочками есть у всех первобытных народов. Это о чем говорит? Что игры, как и спорт, соревнования - важнейшая часть человеческой культуры.

Компьютер поднял игры на необычайно высокий уровень, и больше всего развивают в интеллектуальном плане игры типа квест. Я обратил на это внимание еще в 90-е, когда квесты были исключительно на английском: Ларри Леффер, СпейсКвест, Манки Айленд. После их прохождения реально замечал повышение Ай-Кью в бытовых ситуациях.
1way_to_english
Oct. 25th, 2014 04:56 pm (UTC)
согласен, игры разные бывают.
квесты учат быстро принимать наилучшее решение.
хотя я в них никогда не играл)
(no subject) - nenkiwagus - Oct. 25th, 2014 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - biraitemitsureu - Oct. 25th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tiretherviz - Oct. 25th, 2014 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gishibanagusaw - Oct. 25th, 2014 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - henikanshiyuh - Oct. 25th, 2014 11:51 pm (UTC) - Expand
Alexey Kucherenko
Oct. 25th, 2014 11:52 pm (UTC)
Как человек поигравший в Тетрис могу сказать, что на запоминании слов и на решении задачек это никак не отобразилось.
(no subject) - pitsushikanatoi - Oct. 26th, 2014 12:47 am (UTC) - Expand
( 32 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com