Vладiмiр (1way_to_english) wrote,
Vладiмiр
1way_to_english

Category:

Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа

Далее раскрываем причины вилки успех-провал.

кривая бандуры
По горизонтальной оси - время, по вертикальной - количество решенных задач

Этап 1. Новичкам всегда везет. Я ничего не знаю. Я только приступил к изучению. У меня радужные перспективы. Я нашел «таблетку от всего» - сейчас её выучу и стану отлично жить. Кривая Ожидания красненькая, возвышаясь над кривой Реальности. «Горение» заставляет организм мобилизировать скрытые резервы, человек делает больше, может даже не спать. Обычно очень хорошие результаты. Кривые Ожидания и Реальности стремительно и почти параллельно идут вверх.

Этап 2. Стабильное плато. Новичок доходит до предела своих способностей на сегодняшний день. Большинство информационных моделей выучены и есть знания. Нет комплексных умений — их надо развивать, отрабатывать до навыков. Показатели перестают возрастать, а Реальность начинает потихоньку расходиться с Ожиданиями, как это видно на кривой. На этом этапе одного энтузиазма недостаточно. Это точка с которой количество должно начать переходить в качество.

Этап 3. Провал. В самом драматическом варианте Ожидания и прогноз роста сильно расходятся с Реальностью и текущим положением. В какой-то момент это ясно становится видно, понятно. Наступает разочарование, происходит падение всех показателей работы.

[Это феномен получил название Провал Преднаучения, когда вам кажется, что...]Когда вам кажется, что ученик уже проявляет способность отвечать на стимулы, он внезапно перестает отвечать не только на стимулы, но и вообще давать нужные реакции. Он ведет себя так, будто никогда и не слышал о действиях, которые вы сформировали. Этот момент полностью обескураживает преподавателя. Для ученика провал преднаучения - время наибольших огорчений.


Мы все знаем, как расстраивает борьба с тем, что понимаем только наполовину, зная только то, что по-настоящему их не понимаем. Часто расстройство бывает таким сильным, что проявляются гнев и агрессивность. Дети разражаются слезами и тычут в учебник математики карандашом. Дельфины многократно выпрыгивают из воды и шлепаются о ее поверхность со страшным шумом. Лошади размахивают хвостом и норовят лягнуть. Собаки рычат.

Мне кажется, что вспышки раздражения возникают потому, что субъект, считавший себя всегда правым, вдруг обнаруживает, что он ошибается раз за разом, а причина этого неясна... пока. У людей вспышки раздражения в период преднаучения, по-видимому, часто происходят в моменты, когда бросается вызов привычным представлениям, которых длительно придерживались, а где-то в глубине души субъект знает (!), что в новой информации кроется правда. Именно распознание того, что выученное ранее не совсем верно, по-видимому, и приводит к неистовым возражениям, чрезмерным ответам, которые намного превышают степень несогласия, спорам, скандалам, которые могут казаться по наитию наиболее подходящими и вероятными к случаю.

Иногда, рассказывая о подкреплении в научных кругах, я вызывала большую, чем предполагала, враждебность со стороны представителей других дисциплин, начиная от психологов, занимающихся познавательными процессами, кончая нейрологами и представителями высшего духовенства. Я часто подозреваю, что гневные слова являются симптомом преднаучения. (с) Карен Прайер

* я о таких учениках рассказывал в посте * Кого учить труднее всего


Человек уже реально оценил, чего стоит и кривая Ожиданий становиться ровной. Реальность же катастрофически падает. И вот здесь наступает разветвление сценариев, которое зависит от самого человека.

Этап 4. Обвал. Человек фокусируется на падении показателей относительно Ожидания, что заставляет их падать ещё быстрее. Мрачное настроение. Растерянность и поиск «помощников», которые тут не помогут. В итоге отказ от затеи «заниматься этим» — «мне не дано, не везёт» и другие обвинения окружающих условий.

Этап 4. Подъем. Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь не на падении, а на том росте по сравнению с собой ещё до начала обучения. Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченный круг вопросов. Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться.

Внимательно начинает находить новые детали в своей работе — отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить, - ведь описание модели это опорные костыли. Отбрасывает навязанное, что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз. Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки. (с) Источник


Screen Capture #1438

* на тему обучения новому я пишу под тэгом "про знания и их источники". все мы в Интернет заходим с разными целями. моя основная: учиться и действовать, действовать-упорядочивать и учиться.  буду благодарен, если вы мне дадите ссылки на интересные вещи по теме. я бы хотел выделить вот эти посты:

* 12 законов памяти * Запоминаем методом Интервальных Повторений
* 10 способов привить ребенку любовь к чтению * Подборка советских учебников одним файлом
* 7 заблуждений при выборе подходов к английскому * Если не в столбик, то как иначе учить слова
* Самый Главный Навык, который стоит развивать и школьникам, и взрослым людям

если хотите видеть все мои посты, то можно * подписаться на обновления моего блога * 4 причины это сделать
читать меня на Фейсбуке * Если времени на английский мало - 8 акцентов * я на ЮТУБЕ - 1way to ENGLISH
Tags: про знания и их источники
Subscribe

Posts from This Journal “про знания и их источники” Tag

Buy for 500 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 20 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300-500 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - учите…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments