?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

_змея

- Ладно, - сказал кореец. - Я проверю тебя еще раз. Если ты пройдешь испытание, мы поговорим о внутренней силе.
- Какое испытание? - спросил я, слегка испугавшись.
- Очень простое. Я расскажу тебе притчу, а ты объяснить мне ее смысл. Если твое объяснение окажется правильным, значит, ты готов говорить о внутренней силе.
- Согласен, - сказал я.
- «Испытание змеями», - сказал он. - Эта притча называется «Испытание змеями». Она очень древняя, и воины жизни в течение тысячелетий рассказывают ее своим ученикам, но никто из учеников не смог правильно истолковать ее. Слушай.

«...Однажды к патриарху клана воинов жизни привели несколько юношей, желающих постичь «Вкус плода с дерева жизни», и попросили назначить им испытание. Мудрейший повелел выкопать неподалеку от своего жилища несколько ям и поместить туда испытуемых. В каждую яму бросили по змее. Спустя некоторое время Мудрейший со своими учениками пошел взглянуть на юношей.

В первой яме сидел юноша с бледным, окаменевшим от страха лицом. Он прижался спиной к земляной стене, и ничто не могло заставить его двинуться с места. Посмотрев на испытуемого, Мудрейший сказал своим ученикам:
— Этот человек не сможет постичь учение Спокойных, так как по природе своей он жертва и всегда будет отдаваться на милость победителя. Ему предстоит затратить много усилий, прежде чем он научит помыслы повелевать телом.

Вторая яма оказалась пуста, так как подвергшийся испытанию юноша в страхе выскочил из нее и убежал. Посмотрев в яму. Мудрейший сказал:
—Тот. кто сидел здесь, не сможет постичь учение Спокойных, так как по природе своей он трус и трусливые помыслы владеют его душой и телом. Такой человек не сможет быть даже воином.

В следующей яме Мудрейший с учениками увидели торжествующего юношу, с гордым видом сидящего над убитой змеей. Мудрейший грустно покачал головой и сказал, обращаясь к своим ученикам:
— Тот, кто сидит в этой яме, совершил поступок воина, но он еще не готов к постижению мудрости Спокойных, так как его телом управляют помыслы хищника и он не способен видеть картину мира.

В четвертой яме сидел испытуемый с отрешенным лицом, а недалеко от него ползала змея.
— Этот юноша. — сказал Мудрейший, — видит картину мира, но у него разум аскета, а значит, он не сможет жить в гармонии с окружающим. Рано ему еще постигать учение о Спокойствии, так как пренебрегает он жизнью и не заботится о теле.

Неужели никто из испытуемых не сможет следовать по пути Истины?— спросил один из учеников.
— Не следует, — ответил. Мудрейший,—спрашивать, когда знаешь, что ответить, ибо это ведет к лени ума и беспомощности в жизни. Не следует, — продолжил он затем, — препятствовать естественному ходу вещей, ибо, проявляя нетерпение, ты теряешь картину мира.

С этими словами устремился Мудрейший к последней яме, в которой увидел юношу без тени смятения на лице и с улыбкой на губах. Змея также не показывала никаких признаков беспокойства, хотя и находилась невдалеке.

Молча отошел Мудрейший от ямы и, лишь войдя в дом, сказал ученикам:
— Видеть картину мира и жить с ним в гармонии, не препятствовать ходу вещей, но управлять их течением — разве это не истоки Спокойствия? Завтра утром прошедший испытание станет вашим братом...»

Кореец замолчал и посмотрел на меня. Я тоже молчал, пытаясь догадаться, в чем состоит испытание и где таится скрытая ловушка, а в том, что такая ловушка есть и, возможно, не одна, я не сомневался. Азиат рассмеялся и скорчил рожу, пародируя мои усиленные раздумья.

А теперь объясни мне. в чем заключается смысл этой притчи,—сказал он.
Понимая, что ответ слишком прост для того, чтобы быть правильным, но не видя другой альтернативы, я начал хвалить последнего испытуемого, восхищаясь его спокойствием, самоконтролем, управлением эмоциями и умением жить в гармонии с окружающим миром.
Кореец слушал меня с серьезным видом, одобрительно покачивая головой, и я, осмелев, принялся рассуждать об особенностях психики последнего ученика и о предпосылках, необходимых для того, чтобы стать воином жизни.
Когда я закончил и вопросительно посмотрел на своего собеседника, он похлопал меня по плечу и, с заметно усилившимся акцентом, сказал:

— Красиво говоришь, прямо как настоящий ученый европеец. Но тут ты промахнулся. Угадав про пятое колесо в телеге, ты доказал, что достоин быть моим учеником, и ты мой ученик, ибо есть много вещей, которым я могу тебя научить. Но если бы ты сразу понял смысл этой притчи, ты не был бы моим учеником, потому что мне было бы нечему тебя учить — умом ты был бы равным мне.
Он замолчал, с улыбкой ожидая моего вопроса.
Конечно же я спросил:
А в чем заключается смысл притчи?
Азиат выдержал паузу, явно наслаждаясь моим нетерпением.

— Смысл притчи очень прост,—сказал он.— Воин жизни никогда не стал бы сидеть в яме с ядовитой змеей — для этого он слишком любит жизнь и не терпит напрасный риск. Последний испытуемый знал. что змея в яме была не ядовитой. Он обладал знанием, и это знание давало ему спокойствие.

Я почувствовал себя обманутым. Объяснение, конечно. было логичным, но выглядело как-то некрасиво и слишком примитивно.

— Все не так просто,— сказал азиат.— Не думаю, что ты поймешь, но все-таки попытаюсь тебе объяснить. Подготовка ученика начиналась с угощения его ложным знанием. Это угощение ложным знанием развивало его, помогая переходить к более сложным формам обучения, и одновременно выявляло основные склонности и способности ученика, позволяя учителям выбирать для него наиболее подходящее направление обучения.

Существует истинное и ложное знание. Истинное знание доступно лишь единицам, для всех остальных людей существует только ложное знание, но и эти единицы прежде, чем прийти к истинному знанию, впитывают в себя ложные знания, возвращаясь к ним, видоизменяя и совершенствуя их.

Притчи относились к корням жемчужного дерева и по сути своей являлись ложным знанием, но, несмотря на это, для многих учеников притчи были своеобразным откровением, таившим в себе нечто новое и неожиданное. Каждая притча имела десятки толкований, и каждое толкование притчи давалось ученику на новом, более высоком этапе его развития. Ученик, услышавший притчу впервые, очаровывался ее красивой формой. Первое, самое очевидное, но новое и интересное для него толкование давало импульс к самосовершенствованию.

По представлениям школы Шоу-Дао, для каждого человека существует своя правда, именно та, которая ему приятна, которую он может понять и которая близка его мировоззрению. Учителя Шоу считали, что говорить другую правду человеку — это преступление против него, преступление против правды, которую ты говоришь, и против людей, являющихся носителями другой правды. Последователь Спокойных никогда ни с кем не спорит. Он либо учит тех, кто достоин его учения, либо соглашается с теми, кто стоит на своем, ибо спорить с убежденным бессмысленно, так же как наливать в чашку с чаем новый чай, не вылив старый.

Однажды я спросил Ли, почему Шоу-Дао, одна из лучших систем жизни, которая учит человека, как быть счастливым и бессмертным, не получила широкого распространения.
Ли сказал, что люди боятся бессмертия и что им нравится болеть.
—Так бывает,—добавил он,—когда одни не хотят брать, а другие не желают отдавать.
— Ну, второе понятно, —сказал я, — а первое?

— Люди боятся сложного и потому упрощают: люди боятся цельного и потому разделяют: люди боятся чужого разума и остаются при своем; люди боятся истории и создают свою; всего берут по кусочку; изменяют, а не дополняют; охотно уходят на ложный путь, который кажется кому сложнее, а кому легче; одно и то же понимают по-разному: хотят, не хотят или завидуют. Нужно ли приводить еще примеры? — спросил Ли.

Законы школы гласят: «Проявляй уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного: проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его. если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения».

(с) из книги Ирина Медведева «Тайное учение даосских воинов»

* Почему нас учат таким образом - точка зрения корейца из этой притчи
* Постоянно пересматривай свою Карту Мира

Posts from This Journal by “про людские отношения” Tag

promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1084
Buy for 200 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 14 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - далее 500 и…

Comments

( 11 comments — хочу сказать )
livejournal
Nov. 13th, 2013 04:47 pm (UTC)
Испытание змеями. Притча
Пользователь kseniy_talant сослался на вашу запись в записи «Испытание змеями. Притча» в контексте: [...] Оригинал взят у в Испытание змеями. Притча [...]
livejournal
Nov. 13th, 2013 05:13 pm (UTC)
Испытание змеями. Притча
Пользователь drwats сослался на вашу запись в записи «Испытание змеями. Притча» в контексте: [...] Оригинал взят у в Испытание змеями. Притча [...]
1way_to_english
Sep. 16th, 2015 10:09 am (UTC)
cпасибо за репост. вот ещё притча из этой книги

* Мудрую Свинью спросили:
- Почему во время еды ты становишься в пишу ногами?
http://1way-to-english.livejournal.com/355220.html
.
livejournal
Nov. 13th, 2013 05:33 pm (UTC)
Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.
(Deleted comment)
1way_to_english
Nov. 13th, 2013 05:57 pm (UTC)
да книга вообще отличная, я из неё ещё пару притч опубликую.

а буддисты - они как христиане,
кто что сам понял, то и выдают за истину...
та даже в том же английском! одну тему каждый преподаватель
и учебник совсем по-разному толкует.
korneev14
Nov. 13th, 2013 07:19 pm (UTC)
так правда то у каждого своя... ))
1way_to_english
Nov. 13th, 2013 07:21 pm (UTC)
вот поэтому я мало уважения имею к филологам разным,
и много - к инженерам. у них или машина работает, или нет.
их правда - не требует слов для обоснования.
korneev14
Nov. 14th, 2013 05:09 am (UTC)
это да - как на уроках физкультуры - или ты можешь подтянуться 20 раз - или нет - подсказки не помогут
mileniu
Nov. 13th, 2013 07:50 pm (UTC)
что делать если догадался о неядовитости змеи?))
notabler
Sep. 16th, 2015 12:33 pm (UTC)
Мощные мысли. Для моего ума слишком глубокие. У меня ум поверхностный, я знаю. Уж что выросло, увы... Генетика, видимо
rem5555555555
Sep. 19th, 2015 06:12 am (UTC)
Винегрет известный только тому кто его приготовил
( 11 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com