?

Log in

назад | вперед

Далее раскрываем причины вилки успех-провал.

кривая бандуры
По горизонтальной оси - время, по вертикальной - количество решенных задач

Этап 1. Новичкам всегда везет. Я ничего не знаю. Я только приступил к изучению. У меня радужные перспективы. Я нашел «таблетку от всего» - сейчас её выучу и стану отлично жить. Кривая Ожидания красненькая, возвышаясь над кривой Реальности. «Горение» заставляет организм мобилизировать скрытые резервы, человек делает больше, может даже не спать. Обычно очень хорошие результаты. Кривые Ожидания и Реальности стремительно и почти параллельно идут вверх.

Этап 2. Стабильное плато. Новичок доходит до предела своих способностей на сегодняшний день. Большинство информационных моделей выучены и есть знания. Нет комплексных умений — их надо развивать, отрабатывать до навыков. Показатели перестают возрастать, а Реальность начинает потихоньку расходиться с Ожиданиями, как это видно на кривой. На этом этапе одного энтузиазма недостаточно. Это точка с которой количество должно начать переходить в качество.

Этап 3. Провал. В самом драматическом варианте Ожидания и прогноз роста сильно расходятся с Реальностью и текущим положением. В какой-то момент это ясно становится видно, понятно. Наступает разочарование, происходит падение всех показателей работы.

[Это феномен получил название Провал Преднаучения, когда вам кажется, что...]Когда вам кажется, что ученик уже проявляет способность отвечать на стимулы, он внезапно перестает отвечать не только на стимулы, но и вообще давать нужные реакции. Он ведет себя так, будто никогда и не слышал о действиях, которые вы сформировали. Этот момент полностью обескураживает преподавателя. Для ученика провал преднаучения - время наибольших огорчений.


Мы все знаем, как расстраивает борьба с тем, что понимаем только наполовину, зная только то, что по-настоящему их не понимаем. Часто расстройство бывает таким сильным, что проявляются гнев и агрессивность. Дети разражаются слезами и тычут в учебник математики карандашом. Дельфины многократно выпрыгивают из воды и шлепаются о ее поверхность со страшным шумом. Лошади размахивают хвостом и норовят лягнуть. Собаки рычат.

Мне кажется, что вспышки раздражения возникают потому, что субъект, считавший себя всегда правым, вдруг обнаруживает, что он ошибается раз за разом, а причина этого неясна... пока. У людей вспышки раздражения в период преднаучения, по-видимому, часто происходят в моменты, когда бросается вызов привычным представлениям, которых длительно придерживались, а где-то в глубине души субъект знает (!), что в новой информации кроется правда. Именно распознание того, что выученное ранее не совсем верно, по-видимому, и приводит к неистовым возражениям, чрезмерным ответам, которые намного превышают степень несогласия, спорам, скандалам, которые могут казаться по наитию наиболее подходящими и вероятными к случаю.

Иногда, рассказывая о подкреплении в научных кругах, я вызывала большую, чем предполагала, враждебность со стороны представителей других дисциплин, начиная от психологов, занимающихся познавательными процессами, кончая нейрологами и представителями высшего духовенства. Я часто подозреваю, что гневные слова являются симптомом преднаучения. (с) Карен Прайер

* я о таких учениках рассказывал в посте * Кого учить труднее всего


Человек уже реально оценил, чего стоит и кривая Ожиданий становиться ровной. Реальность же катастрофически падает. И вот здесь наступает разветвление сценариев, которое зависит от самого человека.

Этап 4. Обвал. Человек фокусируется на падении показателей относительно Ожидания, что заставляет их падать ещё быстрее. Мрачное настроение. Растерянность и поиск «помощников», которые тут не помогут. В итоге отказ от затеи «заниматься этим» — «мне не дано, не везёт» и другие обвинения окружающих условий.

Этап 4. Подъем. Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь не на падении, а на том росте по сравнению с собой ещё до начала обучения. Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченный круг вопросов. Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться.

Внимательно начинает находить новые детали в своей работе — отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить, - ведь описание модели это опорные костыли. Отбрасывает навязанное, что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз. Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки. (с) Источник


Screen Capture #1438

* на тему обучения новому я пишу под тэгом "про знания и их источники". все мы в Интернет заходим с разными целями. моя основная: учиться и действовать, действовать-упорядочивать и учиться.  буду благодарен, если вы мне дадите ссылки на интересные вещи по теме. я бы хотел выделить вот эти посты:
promo 1way_to_english june 11, 2020 16:24 1081
Buy for 200 tokens
личный опыт 11 языков изучения, 14 лет преподавания. перед тем, как выходить на "высокие обороты", в 5 этапов добейтесь среднего уровня: - запомните 300 самых нужных слов, - освойте 60% английской грамматики, не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов, - далее 500 и…

Comments

( 19 comments — хочу сказать )
(Deleted comment)
yaagatha
Jun. 6th, 2014 07:47 pm (UTC)
мне кажется, они так не говорят. для данного случая уместнее I've spent 5 years on... я потратил на постройку пять лет
darlingvera
Jun. 6th, 2014 05:49 pm (UTC)
Все так и есть!
Полгода как прошла третий этап, поняла, что то, что учила целый год—и это все фигня. Мне пришлось вернуться к определенному этапу и учить все с нуля. Удивлению моему не было предела, когда я поняла, что не выучила ничего! Столько трудов, а в голове–пустота. Сейчас я колеблюсь, или вниз, или вверх. Конечно, хочу вверх, наче я снова вернусь на третий этап и буду двигаться до тех пор пока моя кривая не пойдет вверх.
Осталось только сдыхаться от лени.
Так у меня сейчас с английским, так было с муз.инструментом и со всеми моими учениями. Какая это все–таки страшная наука—преподавательство.
Спасибо за полезную статью!
yaagatha
Jun. 6th, 2014 07:45 pm (UTC)
так а как свернуть на верхнюю тропу после развилки?
miss_illy
Jun. 7th, 2014 12:54 am (UTC)
вот именно, КАК?? специально зашла в комменты, чтобы прочитать ответ, а его нет)))) график напомнил мои занятия в тренажерке... скатилась вниз по жёлтой линии.. теперь вот хочу начинать опять и нужно срочно (вот прям срочно-срочно))))) знать как пойти по красной линии... что посоветуете, учитель?
1way_to_english
Jun. 11th, 2014 07:06 am (UTC)

Этап 4. Подъем. Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь не на падении, а на том росте по сравнению с собой ещё до начала обучения. Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченный круг вопросов. Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться.

Внимательно начинает находить новые детали в своей работе — отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить, - ведь описание модели это опорные костыли. Отбрасывает навязанное, что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз. Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки. (с)
yotale
Sep. 23rd, 2014 05:03 pm (UTC)
Думаете, что профессиональные курсы повышения (изменения) квалификации или работа с кем-то, считающимся "мастером" в данной области, способствует такому подъему?
В одиночку крайне сложно даже оценить свои возможности, как Вы думаете?
С другой стороны, работа с кем-то более опытным может загубить творческое начало.
***речь о любом виде деятельности, да?
1way_to_english
Sep. 23rd, 2014 05:19 pm (UTC)
и профессиональные курсы повышения (изменения) квалификации,
и работа с кем-то, считающимся "мастером" в данной области,
да, - способствует такому подъему.

НО это должен быть реальный мастер, а не считающийся.
есть хорошие психологи, умеющие убеждать, что они мастера.

> работа с кем-то более опытным может загубить творческое начало?
если у вас появляется такое ощущение, уходить прочь оттуда,
почти всегда напускной внешний вид - ради компенсации отсутствия реальных умений. мастера - они гибкие и многоформные - как вода.

Edited at 2014-09-23 05:20 pm (UTC)
1way_to_english
Jun. 11th, 2014 07:05 am (UTC)

Этап 4. Подъем. Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь не на падении, а на том росте по сравнению с собой ещё до начала обучения. Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченный круг вопросов. Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться.

Внимательно начинает находить новые детали в своей работе — отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить, - ведь описание модели это опорные костыли. Отбрасывает навязанное, что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз. Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки. (с)
rina_grant
Jun. 6th, 2014 08:52 pm (UTC)
Великолепно, спасибо!

А где четвертый этап? Меня пугает эта вилочка... Что там происходит?
1way_to_english
Jun. 11th, 2014 07:05 am (UTC)

Этап 4. Подъем. Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь не на падении, а на том росте по сравнению с собой ещё до начала обучения. Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченный круг вопросов. Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться.

Внимательно начинает находить новые детали в своей работе — отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить, - ведь описание модели это опорные костыли. Отбрасывает навязанное, что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз. Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки. (с)
rina_grant
Jun. 12th, 2014 03:38 pm (UTC)
Ага! Вот это обнадеживает! Большое спасибо!
1way_to_english
Jun. 12th, 2014 03:46 pm (UTC)
мы победим! героям России и Украины слава!)
rina_grant
Jun. 12th, 2014 03:51 pm (UTC)
А то :)))))
livejournal
Jun. 7th, 2014 06:47 am (UTC)
Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа
Пользователь staryj1973 сослался на вашу запись в своей записи «Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа [...]
(Screened comment)
1way_to_english
Jun. 11th, 2014 07:07 am (UTC)
бан на 1 месяц
за выражение своего мнения в неприемлемый для меня способ.
livejournal
Jun. 9th, 2014 08:47 am (UTC)
Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа
Пользователь vitamyt сослался на вашу запись в своей записи «Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кривая Бандуры: любое обучение происходит в 4 этапа [...]
livejournal
Jun. 20th, 2014 02:24 pm (UTC)
Подход Коломбо, когда мы договариваемся с другими
Пользователь k_ildar сослался на вашу запись в своей записи «Подход Коломбо, когда мы договариваемся с другими» в контексте: [...] кто приходят впервые, приносят потом месячную оплату. 6% не туда * сворачивают на развилке Бандуры [...]
livejournal
Jul. 24th, 2014 05:37 pm (UTC)
Как привлечь внимание учеников - 7 приемов
Пользователь arahna7 сослался на вашу запись в своей записи «Как привлечь внимание учеников - 7 приемов» в контексте: [...] * Любое обучение происходит в 4 этапа [...]
( 19 comments — хочу сказать )
Powered by LiveJournal.com